Дочери Лота и бездарный подмастерье. Часть 2 [Бадри Амвросевич Шарвадзе] (fb2) читать постранично, страница - 161

Возрастное ограничение: 18+

ВНИМАНИЕ!

Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!

Да, мне есть 18 лет

Нет, мне нет 18 лет


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

тем легче говорить об этом, что я уверена в безосновательности этого обвинения. Я понимаю, что предрассудков нельзя избежать, и достаточно проницательна, чтобы чувствовать, что обойтись вовсе без тшх также невозможно.


Но это не значит, что нельзя предпочитать одни предрассудки другим, а также терпеливо ожидать перехода предрассудка в некоторое иное мнение. Подумай о том, какая сопротивляемость событиям могла быть у отца после того, как мы бежали из Содома и обстоятельства не позволили нам даже постоять несколько мгновений у могилы матери, прежде, чем ты подумаешь о нем с осуждением.


Не доверяйся мыслям и чувствам в оценке моего поступка. И мысли, и чувства могут быть равно обманчивыми. Лишь жизненный опыт, накапливаемый не обязательно за многие годы, но следующий за многими делами вперемежку со многими потерями и лишениями, позволит тебе верно оценить необычность твоего рождения.


После того, как мы стали жить на горе, вдали от людей, где живем до сих пор, мы в общении друг с другом начали обходиться почти без слов. И мне кажется, что мы растеряли большую часть наших чувств и мыслей, но напряженность переживаний усилилась во столько же раз. Надо заметить и то, что большие несчастья и большие замыслы не располагают к их растворению в мыслях и чувствах.


Я вовсе не думаю, что у тебя не возникнет желания спросить: “Почему?” – даже после собственных многих ответов на этот вопрос, не говоря уже о внутренней недостаточности моего ответа и моих объяснений. В некотором смысле, это “Почему?” обречено сопровождать как мою, так и твою жизнь на всем ее протяжении. И первое, что может прийти в голову в связи с этим, выражается в вопросе: а заслуживает ли оно такого чрезмерного внимания?


Мой ответ: заслуживает, хотя я сама далека от того, чтобы внутренне оправдать повторение этого вопроса, ибо в эти годы, в этот период моей жизни содержание моих ответов остается неизменным. А вместе с этим признанием я лишаюсь возможности хоть как -то мотивировать собственный положительный ответ.


Сейчас я подумала о том, что в твои годы сложнее всего понять роль людей в нашей жизни и, естественно, в твоем рождении. Не знаю, может удастся вырастить тебя так, чтобы уберечь от их благодеяний и пакостей, но я не рассчитываю на то, что всю жизнь ты будешь жить без людей. Наши раны со временем затянутся, может, и мы переберемся поближе к ним, но тебе важнее быть готовым к тому, чтобы держаться на расстоянии от них и не потерять при этом ничего из того, что тебе дорого и необходимо, что неотделимо от тебя.


XI


Моав, сын мой, брат мой!


Почему я предсказываю тебе, что рано или поздно тебе придется покинуть обжитые места и людей, и удалиться от них? Конечно, в первую очередь потому, что мой опыт, как и опыт нашего отца и нашей сестры, заставляет думать так, а не иначе.


Ты только не думай, что, живи мы не в Содоме, а в другом месте, где люди были бы другими, с нами не произошло бы того, что произошло. Часто говорят, и всегда будут, наверно, говорить, что люди бывают разные; кое-кто получше, кое-кто похуже. Это плоский взгляд. Люди обречены быть такими, какими они являются, они ни лучше, ни хуже, и в этом смысле как нет ничего лучше них, так нет и ничего хуже них одновременно.


Существуют вещи, стремление к которым я не могу не пожелать тебе независимо от людей, независимо от их природы и независимо от всех несчастий, которые ими, этими вещами, вызываются почти с неотвратимой необходимостью. Посуди сам, разве я могу не пожелать тебе, чтобы ты был благородным, храбрым, сильным, добрым, знающим и стремился ежечасно и ежедневно на протяжении всей своей жизни к совершенству, к продвижению к благу, все более и более приближаясь к нему? Разве могу я не желать того, чтобы ты резко отличался от людей, погрязших во зле, всеми силами своей души порываясь к добру, равно как и от людей, прославившихся добрыми делами, превосходя их в количестве и качестве творимого тобой добра?


А на что ты можешь рассчитывать, если будешь всеми силами стремиться к тому, чтобы быть самим собой? На все самое возвышенное и достойное, на что может только рассчитывать человек, если он прислушается к своему внутреннему голосу и самоутверждается независимо от влияния окружающих его людей. Но это только одна сторона дела. Существует и другая, и лучше не преувеличивать ее нежелательность.


Людям очень трудно выносить рядом с собой отличающихся от них людей. Тех, которые отличаются от них в худшую сторону, они еще умеют обойти, что сказывается не самым проигрышным образом на выпадающих из общих правил, но тем, которые превосходят их, приходится очень и очень нелегко. Как же быть?


Желать тебе благополучной жизни без особых забот и хлопот ценой погружения в посредственность и усредненность большинства, я не могу, да и не хочу. Это непомерно высокая цена, хотя никогда не будет недостатка в тех, которым будет по силам заплатить ее. Но отнестись и вовсе беспечно к твоим будущим тяготам выше моих сил. Правда, люди