Как возделывать почву в саду знаний [Евгений Иванович Мищенко] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

категории, которые отделяют её от качественной журналистики и научных трудов: отсутствие широкой эмпирической основы, спекулятивные причинно-следственные связи, идеологическая повестка);

5) открытая фикция и прочие художественные произведения.


Важно отметить, что хотя современная наука и ушла далеко вперёд от её предшественницы времён Галилея в методологическом плане, она относительно молода… Научный метод приобрёл современный вид только в начале XX века – в то же время, что и теория вероятностей13 (несмотря на то, что сами понятия хаотичности и вероятности14 рассматривались ещё в средние века, а статистические методы стали использоваться в науке в первой половине XIX века). Как бы то ни было, на сегодняшний день хаотичность природы наблюдается посредством всех естественных и социальных наук, что в целом сильно противоречит идее о вмешательстве каких-либо метафизических факторов в природные процессы. Подробное научно-популярное разъяснение находится в дополнении А.


Также, нынешняя гиперинформационная среда просто требует, чтобы человек, ищущий знания, обладал «информационной грамотностью» и не был носителем «информационной псевдодебильности»15, о которой пишет психиатр и психотерапевт Андрей Курпатов в книге «Чертоги разума»16. То есть в наше время человек должен быть специально подготовлен к поиску, отбору и потреблению наиболее объективных знаний и новостей.

Верования

Религии и социальные идеологии – это системы верований, которые основаны на двойственной идеалистической интерпретации мира – помимо настоящего материального мира есть ещё и «тот мир».


Типичные базовые концепции, являющиеся общими среди систем верований этих двух видов, про которые пишет Пол Клавал в своей книге «The Changing World Religion Map»17, с разъяснениями:

1. «Тот мир» лучше нашего обозримого мира – он очень справедливый, всего хватает и т. п.

2. Носители системы часто наделяются превосходством над природой в целом или над другими людьми, например: «человек – венец творения Божьего», «мы – избранный народ» и т. п.

3. Будущее в «том мире» формирует модель личного и общественного поведения в настоящем.

4. «Тот мир» или «правильная история» не ставится под сомнение. Это не обязательно является формальной частью системы, но обязательно присутствует и, более того, является достаточным условием. Из-за последнего иногда наблюдается интересный феномен «деградации» не полностью идеалистических философских учений до уровня идеологий: если кто-то слепо следует какой-то части какого-то философского учения, которое не является чистой идеологией в целом, то по отношению к этому конкретному носителю эта конкретная часть этого конкретного учения является именно идеологией.


Главное различие между религиями и социальными идеологиями (тоже по Клавалу):

1. Религии основаны на двойственной метафизической сущности природы (и человека в том числе), а социальные идеологии – на единой материальной сущности природы, но утверждают так же необоснованно (с эмпирической точки зрения) как и религии, что «тот мир» – это наш мир в будущем, если общество будет построено «правильно».


Эту разницу довольно легко объяснить в совокупности с главной философской таксономией идеализма: религии, как правило, принадлежат к направлению объективного идеализма, а социальные идеологии, как правило, принадлежат к направлению субъективного идеализма.


Объективный идеализм – это признание первичности сознания (духа) и вторичности материи, при котором главной основой всего сущего считается некое «мега-сознание» как объект, отдельный от субъективного, личного сознания и часто потусторонний – «абсолютный дух», «мировой разум», бог, несколько богов, духи природы и т. д.18 (поэтому объективный идеализм ещё иногда именуют как «абсолютный идеализм» – далее в обсуждении мы будем в основном использовать именно этот термин, поскольку тема данной работы связана с объективным восприятием действительности, которую мы никоим образом не хотим путать с идеализацией воспринимаемого). Утверждения объективно-идеалистического толка обычно распознать не очень сложно, потому что они, как правило, основаны на «потусторонней» метафизике и носят открыто догматический характер.


Субъективный идеализм традиционно определяется как признание первичности личного сознания субъекта (наблюдателя) и вторичности объективной (наблюдаемой) материальной действительности, вплоть до полного отрицания её отдельного существования19. Одним из наиболее известных и радикальных примеров является философия епископа Джорджа Беркли20 (хотя там есть и «примеси» объективного