Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений [Татьяна Матвеевна Казмалы] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

жанры


аллеманда

ария

баллада

багатель

баркарола

болеро

буррэ

бурлеска

былина

вальс

гавот

галоп


гальярда

гопак

дивертисмент

каватина

кадриль

казачок

канцона

контрданс

краковяк

куранта

куявяк

лендлер

мадригал

мазурка

марш

менуэт

месса

оберек

оперетта

павана

песня

прелюдия

псалом

рапсодия

регтайм

сарабанда

серенада

скерцо

фанданго

фантазия

фарандола

фокстрот

хорал

чардаш

экспромт

элегия

этюд

юмореска


ЗАДАНИЕ:

Дать определение каждого жанра, назвать его характерные черты (национальное происхождение, типичный размер, ритмический рисунок, темп и др.) – на выбор несколько жанров из списка.


Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения


Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой.

Цезура – момент раздела частей. Её признаки: пауза, остановка на продолжительном звуке, повторность мелодико-ритмических фигур.

Построение – часть формы, отграниченная цезурой. Части формы могут быть соединены ходом.

Ход – это неустойчивой с точки зрения гармонии и структуры связующее построение, соединяющее темы или разделы формы.

Части формы могут выполнять такие функции:

– Вступление (предшествует изложению мысли)

– Изложение темы (изложение мысли)

– Переход или связующая часть

– Контртема (новая тема) либо разработка (развитие мысли)

– Реприза (утверждение мысли)

Кода или дополнение (заключение мысли)

В музыкальном произведении могут отсутствовать некоторые функции.


Типы мелодического движения


Типы мелодического движения связаны с наличием или отсутствием целеустремлённости в мелодии.

Различают:

– Мелодии рассредоточенного типа носят уравновешенный характер (С.Рахманинов, концерт №2 – II часть)

– Мелодии с ярко выраженной направленностью к кульминации (С.Прокофьев «Джульетта-девочка»)

– Мелодии вращательного типа обычно связаны с опеванием, могут накапливать энергию (В.Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»)

– Ступенчатое движение мелодии – постепенно захватывается всё больший диапазон.

Музыкальный тематизм – основа музыкального творчества. В античном искусстве носителями формообразования были ритмоформулы стоп. В музыке средневековья – модусы и «церковные» лады. В некоторых произведениях ХХ века – додекафонная серия.

Тема (греч. Thema – то, что положено в основу) – индивидуализированный музыкаль-ный материал, выражающий основную музыкальную мысль произведения. В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах. Чем выше по рангу находится форма, тем больше в ней тем (кроме попурри).


ЗАДАНИЕ:

Нарисуйте схематично (линиями) различные типы мелодического движения, сочините по этим схемам свои собственные мелодии (8 – 16 тактов).


Виды тематического развития


Точное повторение (песенные формы, рондо французских клавесинистов);

Изменённое повторение:

вариационность (фигурационные изменения, сохраняется структура);

вариантность (изменение мелодических оборотов, возможно сокращение или расширение структуры);

трансформация (жанровое преобразование – смена фактуры, ритма, динамики);

полифоническое развитие (имитация, контрапункт)

Мотивная разработка – основана на делении темы на составные части (мотивы, фразы), которые подвергаются развитию

Производность тем – на основе преобразования мотивов первой темы образуется новая тема

Контрастное сопоставление – введение новой контрастной темы


ЗАДАНИЕ: Решить кроссворд № 1.


МОДУЛЬ 2. СМЫСЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ. ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.


Масштабно-тематические структуры


Масштабно-тематические структуры – это масштабные соотношения тематических частей периода, выраженные в тактах. Иными словами, это фразировка.

Существует 4 основных вида масштабно-тематических структур:

ПЕРИОДИЧНОСТЬ – это точная или видоизменённая повторность мотива или мотив-ной группы а а а а (1+1+1+1)1 или аb аb (2+2) (Р.Шуман «Кьярина»)

ПАРА ПЕРИОДИЧНОСТЕЙ – а а b b (2+2+2+2) («Во поле берёза стояла»)

Или а а а1 а1 – такое варьирование используется в народных песнях («Во саду ли…»)

ГРУППА ПЕРИОДИЧНОСТЕЙ – объединение нескольких периодичностей а а b b c c и др.

СУММИРОВАНИЕ – 1+1+2 или 2+2+4 – сопоставление мелких построений с более крупным, обычно равным им в сумме (М.Глинка «Вальс-фантазия»)

ДРОБЛЕНИЕ – 2+1+1 или 4+2+2 – сопоставление крупного построения с более мел-кими, обычно равными ему в сумме (Ж.Бизе – куплеты Тореодора из оперы «Кармен»)

ДРОБЛЕНИЕ С ЗАМЫКАНИЕМ – 4+2+2+2+2+4 – это дробление + суммирование (Л.Бетховен Соната №1 – I часть f-moll)


Существуют также особые структуры:

СИММЕТРИЧНАЯ – а b b а (М.Мусоргский – Картинки с выставки – Прогулка)

ЦЕПОЧНАЯ – а b b c c d… (В.Моцарт – Рондо a-moll)


ЗАДАНИЕ:


Нарисуйте,