Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений [Татьяна Матвеевна Казмалы] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

как схематично выглядят периодичность, суммирование, дробление (как чередуются короткие и длинные фразы). Прослушайте несколько музыкальных примеров из классики, джаза, современной эстрады или своей любимой музыки… Найдите примеры, в которых есть такая фразировка.


Период


Период (греч. περιοδοσ – обход, круговращение) – наименьшая, простейшая форма, излагающая относительно законченную музыкальную мысль и завершаемая каденцией в первоначальной или другой тональности.

Период типичен для музыки гомофонно-гармонического склада. Функция периода – экспозиция темы, которая в своём становлении проходит три этапа: 1-изложение, 2-развитие, 3-завершение. Период складывается из более мелких элементов: мотивов, фраз, предложений. Более мелкие элементы складываются в более крупные: мотивы – во фразы, фразы – в предложения, предложения образуют период.

Предложение в периоде – это наиболее крупная часть, заканчивающаяся каденцией.

Мотив – звук или группа звуков, содержащая одну сильную долю.

Периоды классифицируют по величине, тематизму, структуре и гармонии.

ПО ВЕЛИЧИНЕ – малые (8 тактов – 4+4) и большие (16, 32 и более)

ПО ТЕМАТИЗМУ – повторного (если 2-е предложение начинается как первое) и неповторного строения

ПО ГАРМОНИИ – однотональные (начинается и заканчивается в одной тональности) и модулирующие (заканчивается в другой тональности).

ПО СТРУКТУРЕ – квадратные (4+4, 8+8, 16+16) и неквадратные (другие варианты)

Если период неквадратный, то он может иметь дополнение, расширение, сжатие. Дополнение – присоединение к закончившемуся построению (после каданса) одного или нескольких построений заключительного характера (Ф.Шуберт – Серенада)

Расширение – увеличение масштабов построения за счёт внутреннего развития (до каданса) (М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»)

Сжатие – уменьшение масштабов построения (Ф.Шопен – Баллада ПП 8+7)

Органическая неквадратность – 3+3, 6+6, 5+7, 7+7 и др. – в музыке народного склада (М.Глинка – опера «Иван Сусанин» – Песня Вани)


Особые разновидности периода


Период единого строения – не делится на предложения (М.Равель «Болеро»)

Период из трёх предложений (П.Чайковский «Подснежник» – а b b)

Сложный (двойной) период – период из 2-х предложений, каждое из которых само построено как период: А А аа1аа2 (П.Чайковский Сентиментальный вальс ор.51 №6)

Трёхчастный период – состоит из трёх построений со сходными началами: а а1 а2 (Э.Григ – «Пер Гюнт» – Утро)


Кадансы


Период может заканчиваться полной несовершенной каденцией, половинной каденцией, иногда может вовсе не иметь каденции и перейти в следующий раздел формы (типично для средних частей). Предложение периода может заканчиваться каденцией в другой тональности (П.Чайковский «Шарманщик поёт»). Часто первое предложение заканчивается полным кадансом в доминантовой тональности (В.Моцарт Симфония №40 – Финал).

музыке ХХ века в конце первых предложений встречаются переходы в далёкие тональности (С.Прокофьев – Гавот ор.32 №3 – fis→B).


ЗАДАНИЕ:

Проанализируйте по нотам пьесы:

П.Чайковский – Игра в лошадки, Зимнее утро, Октябрь;

Р.Шуман – Дед Мороз, Весенняя песня;

С.Рахманинов – прелюдии ор. 32 №5, №12;

Э.Григ – Танец Анитры.

В каждом периоде найдите каденции, кульминации.


Методические указания для выполнения задания.

Анализируя произведение, правильно определите, где заканчивается период. Для этого нужно обратить внимание на повторение темы или появление нового музыкального материала, на возникновение пауз, завершенных гармонических каденций, смену тональности, фактуры, тембров, регистров. Укажите, в чем проявляется экспозиционность изложения музыкального материала.

Подробно опишите характер музыки и расскажите, какими выразительными средствами он выявляется.

Определите вид периода. Для этого рассмотрите, делится ли он на предложения. Если делится, укажите на степень сходства между ними. Если предложений четыре, проанализируйте их каденции и проверьте, можно ли определить период как сложный. Обратите внимание на тональность, в которой заканчивается период. Объясните гармонические соотношения между предложениями.

Определите метрическую структуру периода (квадратность или неквадратность). Объясните выбор композитором данной структуры (зависимость от эстетических тенденций времени, жанровых особенностей произведения или характерных черт стиля композитора, национальной школы).

Укажите на наличие вводного построения, а также дополнений или расширений в периоде. Рассмотрите второе предложение. Если оно увеличено по сравнению с первым, определите тематические и гармонические средства увеличения (например, секвенция, прерванная или несовершенная каденция).

Познакомьтесь также с ненормативными видами периода; периодом из трех предложений и трехчастным периодом (период с репризой). Для того чтобы не ошибиться в их определении, рассмотрите тематический материал, а также тональный план второго