Сон в зимнюю ночь [Артём Блюдёнов] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Артём Блюдёнов Сон в зимнюю ночь

Сергей разлил по последней, поставил пустую бутылку под свой рабочий стол и спросил:

— И долго у тебя это?

— Да месяца полтора или два, — Андрей неопределенно пожал плечами, — но вот так конкретно — только с прошлой среды. То есть уже девять ночей.

— Девять ночей, — повторил Олег, — это же охренеть можно. И каждую ночь одна и та же канитель?

— Примерно, но с небольшими отличиями, — Андрей нахмурился, — вот, например, узор на ковре может меняться, но сам ковер всегда красный, с золотым кантом или на худой конец кисточками. Роскошный такой. Да и все в том месте очень символическое или даже фаллическое.

— В смысле? — Сергей вертел в пальцах дольку лимона.

— Ну, как в документальных фильмах времен СССР, когда показывают помещения для проведения масштабных общественных мероприятий. Знаете, там все сделано с таким размахом, и одновременно каждая деталь наполнена пронзительного смысла. Просто чувствуешь себя песчинкой, частичкой огромного живого организма. Ощущаешь некую сопричастность к чему-то поистине великому.

— Организма, — Олег усмехнулся.

— Ну, как бы вам объяснить, — замялся Андрей, — вот помните, мы на этой неделе в Marriott отель ездили? Смотреть конференц-зал для нашей презентации?

— Ну

— А то

— И как вам он?

— Дорого, — поморщился Сергей.

— И сердито — скривился Олег.

— Вот и мне никак. Что это за хрень, когда самый большой конференц-зал всего 120 квадратов? Эти люди бывали хотя бы «Кодак-Киномире»? Ну, до того, как собрались строить свой новодел в 95-м? Меня тут недавно занесло в «Улан-Батор» на Гримау. Снаружи смотришь — кошмар и ужас. Зашел в зал — сила и размах. Даже после 20-ти лет отсутствия финансирования и запустения чувствуется эта сила и этот размах. Как будто зверь какой-то до сих пор дремлет в камне и дереве.

— Фильм там смотрел? — спросил Сергей

— Было дело.

— Как звук.

— Звук говно, — махнул рукой Андрей, — и кресла там без автоминьетчеков. Но не о том речь. Я вам про энергетику здания толкую. Тут же как, у каждого в голове встроен свой личный дерьмометр, который говорил «круто» или «говно».

— Когда говорит? — Олег со значением поднял рюмку.

— Когда тебе что-то показывают, — Андрей взял свою порцию коньяка.

— Ну, за дерьмометр. Чтоб работал нормально, — сказал Сергей.

Мужчины выпили коньяк. Сергей залпом, Олег, смакуя, маленькими глоточками, а Андрей между делом, как бы и не замечая. Потом все повернулись к столу, и каждый взял свою закуску. Первый — лимон, второй — шоколадку, третий — оливку.

— Так о чем мы, — расплылся в добродушной улыбке Олег.

— О дерьмометрах, — Сергей стремительным движением пригладил себе волосы, — или о фуфлометрах.

— Именно о них, — согласился Андрей, — вот когда видишь серьезную и дорогую вещь, даже не уточняя ее точной стоимости, понятно — перед тобой вещь, и бабла она будет стоить нормально. А фуфло, оно фуфло и есть. Кто бы перед тобой не прыгал, и что бы он тебе не рассказывал.

— Не согласен, — Олег покачал головой.

— Он про материальное толкует, — дернул плечом Сергей.

— Какая разница, — удивился Олег.

— Пацаны, забейте, — влез в начинающийся спор Андрей, — не о том базар. Я это для примера привел. Мы так сейчас опять с темы съедем.

— Лана, рассказывай, — кивнул Олег.

— И поконкретнее если можно, — добавил Сергей.

— Если конкретнее, то я попадаю в реальное место. В очень реальное место. То есть реальнее некуда. Не спрашивайте почему, просто мне это сразу понятно и все тут. Дело даже не во всей этой строгой роскоши. Просто там живет сила.

— Расскажи поподробнее об этом зале? — попросил Сергей.

— Это сон. Поэтому, когда я просыпаюсь, многие детали ускользают. Остаются только на уровне ощущений. Но я четко помню красные ковры, помню колонны. На некоторых из них выбиты римские цифры. Стен я почти не вижу, а центр зала, представляет собой подиум, расположенный на небольшом возвышении. К нему ведут четыре широкие мраморные лестницы, покрытые красными ковровыми дорожками. В самом центре этого квадратного подиума расположен фонтан. Настоящий фонтан. Без дураков. Внизу небольшой бассейн с золотыми рыбками, а по центру фонтан с тремя чашами. Вода выстреливает из наконечника фонтана, и попадает в первую чашу, потом, перетекает во вторую, третью и попадает в бассейн. Таким образом, получается фонтан с трехступенчатым водопадом.

— Звучит пошловато, — заметил Олег.

— На словах — да, — согласился Андрей, — но выглядит стильно. То есть все это не кажется искусственной декорацией с динамо-машиной, установленной рабочими молдаванами в квартире какого-нибудь успешного вора. Смотрится очень органично и аутентично, что ли. Скорее на ум приходят аналогии с античными зданиями в Риме и Греции, а не с новостройками в ЦАО города Москвы. Даже золотые рыбки к месту. Хотя места, где золотые рыбки приходятся к месту, можно пересчитать по пальцам.

— Ну, пока я не услышал ничего впечатляющего, — Сергей прикурил сигарету от золотой зажигалки Dunhill, — в своих снах я попадал и в более странные места. Впрочем, не с такой удручающей регулярностью.

— Про странное я еще не начинал, — Андрей тоже закурил, — Борхес с Кафкой начинаются дальше. И честно говоря, я не знаю, кого из них там больше.

— Ну, валяй, — сказал Олег, — поделись с партнерами по бизнесу своими закидонами.

— Это не закидоны, — нахмурился Андрей, — это сон. Просто сон. А закидоны — это мастурбировать летней полночью у ограды Армянского кладбища.

— Это было пятнадцать лет назад и на спор, — поднял палец Олег, — причем спорил я с Серегой, а разбивал нас ты.

— Не суть, просто я не считаю свой сон отклонением. Это странно, но не более того, — Андрей с влажным щелчком вытянул деревянную пробку из второй коньячной бутылки, — давайте сначала еще вмажем. Потом расскажу самое забавное, если это конечно можно назвать забавным.

Мужчины разлили и выпили.

— Тут ведь как, — начал Андрей, — рассказываешь свой сон вслух — все звучит полным бредом. Даже удивляешься, что начал рассказывать кому-то такую муть. Но когда ты внутри сна, то есть когда он тебе снится, все очень серьезно. Очень по-настоящему. Любую несуразность ты рассматриваешь как должное. Более того, тебе кажется, что так все и должно быть и все, что происходит с тобой, правильно и абсолютно нормально.

— Да, это понятно, — Сергей энергично потер ладони, будто ему вдруг стало холодно, и он решил согреться, — давай ближе к делу.

— В общем, к одной из четырех колонн, что обрамляют подиум с фонтаном, прикован какой-то уродливый карлик. Прямо из колонны тянется цепь, которая замыкается на наручнике, защелкнутом вокруг его ноги.

— Этот карлик случаем не напоминает нашего Петровича? — хмуро спросил Олег.

— Нет. Ничего общего. Он вообще никого не напоминает.

— А в чем заключается его уродство, — спросил Сергей.

— Дело в том, что у него из головы растет бубен. Вернее, создается такое впечатление, что этот бубен просто врос ему в голову.

— Бубен?

— Да бубен.

— Ты ничего не куришь в последнее время? — поинтересовался Олег.

— Или кушаешь? — поддержал друга Сергей.

— Нет и нет, — помотал головой Андрей, — и это еще не все. Когда я начал рассказывать, то сказал про Борхеса и Кафку. Так вот, бубен — это к Борхесу, а дальше пойдет чистый Кафка.

— Тебе книжки писать надо, а не клиентов на бабло разводить, — съехидничал Сергей, — больше поднимать будешь.

— Не думаю, — нервно хихикнул Андрей, — так вот, в руке у карлика пустой стакан. Обычный граненый стакан. Мы в молодости из таких стаканов сотни раз пили. Но фокус в том, что стакан пустой, а цепь не позволяет карлику дотянуться до бассейна. Так как зал реально огромный. И вот он сидит на цепи у колонны в пяти метрах от фонтана и умирает от жажды.

— Лихо, — пробормотал Олег.

— В этом месте мне всегда становится страшно, — ежась, сказал Андрей, — реально страшно. Как будто вот-вот должно произойти что-то очень жуткое. Не плохое, не стремное, а именно жуткое. Точнее, оно уже давно произошло, но я об этом пока не знаю. И вот сейчас мне все расскажут.

— Давайте-ка мы все вмажем, — Сергей разлил еще по одной.

Мужчины снова выпили.

— А что дальше, — поинтересовался Олег.

— А дальше, я замечаю изящную мраморную тумбу, расположенную около диаметрально противоположной от карлика колонны. Высота этой тумбы около метра. На ней стоит эбонитово-черный телефон. Он блестит, как мокрая шкура выдры в солнечных лучах. Вместо циферблата эмблема. В разных снах она разная, но ее суть никогда не меняется. Иногда это двуглавый орел, иногда герб СССР, иногда российский триколор.

— И чего?

— И этот телефон начинает звонить, — прошептал Андрей, — будто кто-то знает, что я в этом зале и начинает звонить мне по этому телефону. Кто-то хочет мне сообщить что-то крайне жуткое. И мне страшно. И я замираю там, на этом подиуме, и по моим щекам течет холодный пот, а потом начинают течь и слезы, а телефон исходит пронзительными трелями. И карлик не в силах выносить эти трели. Он начинает стонать и биться головой о колонну, и его бубен звенит. Весело так звенит, как на утреннике в детском саду. И мне становится совсем худо, но я не могу заставить себя снять трубку.

— Почему, — спросил Сергей.

— Мне страшно, — сказал Андрей, — но, что намного важнее этого — мне стыдно. Мне ужасно стыдно перед той, кто может оказаться на другом конце провода. Ведь она спросит меня обо всем. Даже нет, не спросит. Просто скажет, как оно есть. И от этого мне становится еще хуже.

— Да уж, — тряхнул головой Олег.

— Ну и сны у тебя братец, — протянул Сергей, — отдохнуть тебе надо, на юга съездить, в воды целебные окунуться.

— Да, — устало вздохнул Андрей, — так и сделаю. Самолет вылетает через пару дней.


***


Алкоголь не принес желаемого облегчения. Закрыв глаза, Андрей провалился в тот же сон. Он стоял у подножья лестницы с алой ковровой дорожкой, а ноги уже сами несли его вверх. Взойдя на подиум, он увидел величественный фонтан, карлика с бубном в голове и эбонитово-черный телефон с гербом СССР вместо диска. Сегодня цифры на колоннах были такие: «I», «IX», «VIII», «IX».

— 1989 год, прикинул Андрей, — дата моего поступления в университет.

Телефон начал звонить.

Карлик пронзительно запищал и заколотил головой о колонну.

Бубен зазвенел.

— Господи, ну за что мне это, — затрясся Андрей, — почему именно мне? Чем же это я так отличился то? Да кругом таких как я валом валяется! Штабелями, сука, складировать можно!

По его щекам потекли слезы.

Телефон продолжал звонить.

Карлик бился головой о колонну и выл.

Бубен весело звенел.

— Да пошло оно все, — отчаянно пробормотал Андрей, — идет оно все на #@[!

Он протянул руку, снял телефонную трубку и поднес ее к уху.

— Ты вернулся? — спросила трубка.

— Типа того, — осипшим голосом прошептал Андрей.


март 2009 года.


Аннотация


Что бы мог снять Пелевин или написать Линч? Размышляя на эту тему, я лег спать, и мне приснился сон, который лег в основу этого короткого рассказа.