Русские и украинцы: трудные отношения братьев [Дмитрий Ефимович Фурман] (doc) читать постранично, страница - 7

Книга в формате doc! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

говорят на родном языке, а другие языки знают плохо. Но это может быть предметом русского комплекса превосходства и украинского комплекса неполноценности только при одном условии - если принять идеальную модель «настоящей» нации, оформившуюся в прошлом ве­ке, как норму, нечто обязательное и хорошее. Но ценность этой моде­ли (где-то похожей на модель «настоящего мужчины»), особенно в со­временном мире, весьма сомнительна. Реально не так уж много наций, в том числе и самых преуспевающих и передовых, соответствует этой модели (не больше, чем мужчин, соответствующих модели «настояще­го мужчины»). У американцев вообще нет «своего» языка и очень не­долгая история. И ничего, живут. И у австрийцев нет австрийского язы­ка, и они лишь волей исторических обстоятельств, можно даже сказать, нехотя признали, что они - отдельная от немцев нация. Но от этого они ни на йоту немцев не «хуже». И украинцы, которые говорят на русском языке, ни на йоту не хуже говорящих по-русски русских (а восточные украинцы, говорящие на русском, не хуже западных, говорящих на ук­раинском). По «националистическому» измерению русские выше укра­инцев, и это надо признать так же спокойно, как человек невысокого роста и небольшой физической силы должен спокойно это признать. Можно, конечно, стремиться стать физически сильнее и казаться вы­ше, надевая каблуки, но можно и не заботиться об этом и найти другие, более интересные для тебя и полезные для других занятия. Если ты ни­же ростом, это еще не значит, что ты хуже, ты зато можешь быть об­разованнее, умнее, добрее.
Ряд статей данного сборника (Э. Задорожнюк9, А. Толпыго10, М. Молчанова11) убедительно, на мой взгляд, показывают, что в своем постсоветском политическом развитии украинцы, например, оказались заметно «талантливее» русских, ушли значительно вперед в своем пре­вращении в демократическое, «европейское» государство (как это ни печально для русских). Несмотря на то, что многие внутренние конфли­кты на Украине и в России общие, порожденные общим советским наследием, Украина смогла не довести свои конфликты президента и пар­ламента до масштабов кровавой бойни в Москве в октябре 1993 г., а свой конфликт с крымским сепаратизмом - до масштабов войны в Чеч­не. Она легко смогла сделать и то, что неясно, когда сумеет осуществить Россия, - произвести мирную демократическую передачу власти от од­ного президента другому и принять нормальным консенсусным поряд­ком (после «нормальных» баталий и взаимного выкручивания рук) кон­ституцию, которая, во всяком случае, написана не под одного человека. Попытки объяснить это и связать эти факты с разными глубинными особенностями украинской политической жизни содержатся в статьях сборника.
Здесь же я хочу лишь обратить внимание на то, что эти несомнен­ные успехи и достоинства Украины прямо и непосредственно связаны с ее «недостатками», с тем, что может служить и служит источником ук­раинского комплекса неполноценности и русского комплекса превос­ходства.
Во-первых, трудности и неудачи России в громадной мере обусло­влены как раз тем, что она - очевидно «старшая сестра» (или русский народ - «старший брат»), которой досталось основное наследство роди­телей (и она боролась за него и горда им). Но, как правильно показы­вают А. Мотыль12 и М. Молчанов11, ценность этого наследства - «пробле­матична». Ведь в него входят централизованная бюрократическая сис­тема управления СССР, немыслимый штат бюрократического аппара­та центральных ведомств, громадная армия, предназначавшаяся для «эсхатологической» войны с США, с которой непонятно, что делать, аппарат КГБ, дипломатия, привыкшая бороться с НАТО и не способ­ная к работе там, где она действительно нужна, и наконец, привычки авторитарного подчинения народа и великодержавной роли государст­ва - все то, что в новых условиях, в которых оказалась Россия, не очень-то пригодно и эффективно, а с точки зрения задач построения правового демократического государства - прямо вредно. Так что, мо­жет быть, и не так плохо для Украины, что она - «младшая сестра», и не смогла получить наследство. В русских сказках «умный» старший брат в конце концов именно потому, что он умный, что у него нарабо­танные, устоявшиеся навыки мышления и поведения, в неожиданных, новых условиях, где эти навыки непригодны, всегда проигрывает, а «глупый» младший - выигрывает.
Во-вторых, как показано в статье Э. Задорожнюк и автора9 данно­го предисловия, относительная демократичность украинской политиче­ской жизни неразрывно связана с балансом сил между «национально со­знательными» и «несознательными» регионами, т. е. с тем, что не вся Украина «национально сознательна», что Украина в целом как нация не является нацией, соответствующей выработанной в XIX в. идеальной модели. И есть очень большие основания думать, что если бы вся Укра­ина стала такой же «национально определенной», как Галичина, то не только стала бы совершенно иным обществом, но и обществом менее демократическим, менее