Дела семейные: коррупция и кумовство [Владимир Алексеевич Колганов] (fb2) читать постранично, страница - 67


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

восторжествовать всеобщее равноправие и справедливость, которую Кропоткин назвал «высшей нравственной целью для человека». Затем «надлежащие силы» разрушили империю, провозгласив начало либеральных реформ. Однако ни демократия, ни либерализм так и не смогли справиться с коррупцией, и чем очевиднее признаки роста материального благополучия людей, тем больше денег люди используют для получения дополнительной материальной выгоды вопреки закону, причём семейные отношения, кумовство играют всё более значительную роль.

Фрэнсис Фукуяма, автор книги «Конец истории и последний человек», появившейся на прилавках магазинов в 1992 году, также придавал большое значение этике отношений в обществе. Вот что он говорил в одном из интервью 1996 года, анализируя причины коррупции в Италии и странах Латинской Америки:

«Имеются два отдельных свода моральных правил: для семьи и для "улицы", планка последнего гораздо ниже. Если вы оказываетесь избранным в общественное учреждение, то ваше первое моральное обязательство в известной мере состоит в том, чтобы красть для семьи».

Эти соображения гораздо ближе к истине, чем надежда Кропоткина на соответствующую умственную атмосферу. Против желания красть для семьи бессильна логика, неэффективными оказываются запреты, и сколько ни тверди о высшей нравственной цели человека – всё без толку.

Прав был Михаил Бакунин, который свои мысли о причинах коррупции изложил в статье под названием «Коррупция. – О Макиавелли. – Развитие государственности»:

«Условимся теперь о значении слова «коррупция». Оставляя в стороне все вопросы, связанные с частной моралью, <…> я понимаю под этим словом полное безразличие индивида к общественной пользе и солидарности исключительно во имя личной выгоды. <…> Коррупция <…> возникла с появлением первого в истории политического государства, но именно в наши дни стала политическим институтом государства. Впрочем, никогда не было государства, которое в той или иной мере не прибегало бы к коррупции как к средству управления. <…> Если <…> врагов нельзя было ни удовлетворить, допустив в состав привилегированного класса, ни уничтожить, ни парализовать, ни запугать своим могуществом, государство вынуждено было пытаться их подкупить».

По сути, Бакунин предвидел ситуацию, которая сложилась в целом ряде стран, причём Россия, увы, не исключение. Но что же можно противопоставить этому? Творец «сингапурского чуда» Ли Куан Ю считал основным элементом борьбы с коррупцией неотвратимость наказания:

«Неизбежность наказания – первый сдерживающий коррупцию фактор. Второй фактор – это зарплаты, которые должны соответствовать рыночному уровню. Мы ориентируемся на доходы десяти процентов самых высокооплачиваемых людей, поскольку если наши чиновники не входят в самый высокооплачиваемый слой, то зачем они правительству?»

Судя по всему, российские власти решили воспользоваться советами Ли Куан Ю. По крайней мере, доходы госчиновников растут не по дням, а по часам – такое складывается впечатление. Аресты губернаторов и даже министра экономики также могут сдержать коррупцию, хотя многое зависит от приговора, который выносит суд. Однако вопрос в том, до какого уровня придётся поднимать зарплаты и сколько нужно арестовать чиновников, чтобы наконец-то состоялось это чудо – чудо искоренения коррупции.

Проблема в том, что Сингапур очень маленькое государство в сравнении с Россией. Есть опасение, что уровень зарплат и количество арестов в российском государстве может превысить все допустимые пределы, и в результате будет достигнут обратный результат. Поэтому нужно искать другие способы. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года Гэри Беккер настаивал на том, что уровень коррупции снизится сам собой, как только государство перестанет вмешиваться в экономику. Его логика проста – если нет чиновников, то некому будет давать взятку. Однако не возродятся ли традиции Дикого Запада, когда мораль и нравственность никого не волновали?

Есть мнение, что нужно возродить практику доносов. Два с половиной тысячелетия назад китайский мудрец Шан Ян пришёл к выводу, что это наиболее эффективный способ борьбы с коррупцией:

«Когда люди начали доносить друг на друга, в их сердцах поселился закон. Взятка – дело интимное. Всё сразу рухнет, если люди станут доносить при малейшей попытке вымогать или предлагать взятку».

Видимо, король Генрих VIII решил последовать этому совету и выпустил указ, согласно которому в Англии около королевских учреждений были размещены ящики для доносов, причём за каждый донос автор получал по фартингу. Увы, количество доносов росло такими темпами, что это стало слишком накладно для казны.

Итак, если не помогут достижения генетиков, тогда единственный способ избавиться от коррупции сводится к одному – набраться терпения в ожидании того момента, когда естественный ход эволюции приведёт к возникновению нового инстинкта, который заставит человека