Христианская випассана: практика медитации на основе молитвы Господней [Алексей Тарасюк] (fb2) читать постранично, страница - 20


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Всё зависит от того, насколько процесс дыхания представляется вам увлекательным и приятным сам по себе, насколько он вас затягивает. Если концентрация на дыхании начнёт слабеть, просто вернитесь к осмысленному чтению молитвы, чтобы вновь сконцентрироваться.

Эту медитацию я стараюсь делать вечером. Она прекрасно успокаивает и помогает приготовиться ко сну. После неё утренняя медитация оказывается гораздо более продуктивной. К вечеру мы часто бываем уставшие и перегруженные информацией, а поскольку эта медитация не слишком динамична, то легко наступает сонливость. В этом случае лучше не бороться со сном, а пойти спать. Лёжа в постели, следует устроиться поудобнее и продолжать медитацию лёжа до тех пор, пока не уснёте. Если же вы не хотите заснуть, то следует согласовать время медитации со своими суточными биоритмами, чтобы делать её в период относительной бодрости, и не слишком поздно, пока ум ещё достаточно свеж.

Медитация прозрения

Медитация прозрения заряжает мощной, устойчивой осознанностью на целый день. Начинать практиковать её следует после того, как вы научитесь достигать настолько высокого уровня осознанности и концентрации, что продолжительные блаженные состояния ума станут вполне обычным явлением. Лучше делать её с самого утра, тогда весь день проведёте в осознанности. Она так сильно воздействует потому, что пробуждает в нас мудрость. Мы тренируем умение видеть вещи такими, каковы они есть – неудовлетворительными, непостоянными и загрязняющими наш ум. Чтобы усилить контраст, мы изучаем эти три свойства всего мирского на фоне совершенной удовлетворённости, незыблемого постоянства и чистоты Необусловленного. Читая первую часть молитвы, мы концентрируемся на Божественном и постигаем удовлетворённость, постоянство и чистоту. Читая вторую часть молитвы, мы отвращаемся от мирского, отмечая его с позиций Божественного. Общий план медитации таков:

Готовимся к медитации, как обычно.

До трёх раз повторяем молитву с ключевым словом «дисциплина».

До трёх раз повторяем молитву с ключевым словом «осознанность».

До трёх раз повторяем молитву с использованием пары ключевых слов «удовлетворённость» – «страдание». Ключевое слово «удовлетворённость» используем при чтении первой части молитвы, а слово «страдание» – при чтении второй её части. Стараемся осознать и постичь страдание, которое несут в себе все наши беспокойства, заботы, раздумья и влечения. Всё это время, особенно в перерывах между повторениями молитвы, обязательно отмечаем неудовлетворительность нашей позы и возникающих в теле болезненных ощущений. При этом следует отбросить всякое цепляние ума за всё, что обладает качеством неудовлетворительности. Не стоит цепляться за то, что приносит вам боль. Чтобы усилить ощущения дискомфорта и/или отогнать сонливость, можно во время первого повторения молитвы сложить руки «домиком» у себя над макушкой, с хорошо ощутимым усилием разведя локти в стороны. При этом рекомендации по компенсации физиологических изгибов позвоночника следует также выполнить с явным усилием. Это приведёт одновременно и к быстрому накоплению энергии, необходимой для концентрации, и к росту физического дискомфорта. При этом можно заметить, что боль – это чистая энергия. Она похожа на оливковое масло, у которого горький вкус, но очень большая энергетическая ценность. Регулярно тренируясь таким образом, вы сможете сильно повысить свою выносливость по отношению к боли. Во время второго повторения можно опустить руки до уровня груди, и повторить то же самое. Во время третьего повторения можно положить руки вниз, как обычно.

До трёх раз повторяем молитву с использованием пары ключевых слов «постоянство» – «непостоянство». Ключевое слово «постоянство» используем при чтении первой части молитвы, а слово «непостоянство» – при чтении второй её части. Стараемся осознать и постичь непостоянство, преходящесть и суетность всех наших беспокойств, забот, раздумий и влечений. Всё это время, особенно в перерывах между повторениями молитвы, обязательно отмечаем непостоянство всего, что только попадает в поле нашего внимания. При этом следует отбросить всякое цепляние ума за всё, что обладает качеством непостоянства. Не стоит цепляться за то, что вот-вот прекратится. Чтобы улучшить концентрацию, а также усилить контраст и взбодриться, можно выставить руки перед собой колесом так, как будто обнимаете толстое дерево или большой мяч для фитнеса. Локти следует растопырить и свесить вниз, чтобы не задирать себе плечи. Для контраста непрерывно совершайте хаотичное, очень деликатное и малоамплитудное пошевеливание всеми своими пальцами, но так, чтобы в каждый момент времени шевелилось как можно меньше пальцев. Впрочем, не нужно заострять на этом внимание. Пошевеливания внезапно возникают и почти сразу же прекращаются, не оставляя после себя ничего, кроме чистой осознанности. Это – хороший пример того, как следует правильно