СУСЛО [Дмитрий Домашний] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Дмитрий Домашний СУСЛО

СУСЛО*

*система условностей современного легковерного общества

КАСТРЮЛЯ

Умом кастрюлю не понять,

Кастрюлю литром не измерить,

У ней особенная сталь –

В кастрюлю можно только верить!


Эту кастрюлю мне подарила тёща. На эмалированной белой поверхности кастрюльки была изображена семья медведей. Традиционный для этой местности сюжет. Семья: папа-медведь, мама-медведь и три отпрыска – мальчик-медведь, девочка-медведь и младенец-медведь неопределённого пола. Папа-медведь занимал своим телом большую часть картинки, тем самым подчёркивал патриархальный взгляд на мир в этой части земного шара. Более того, штанов на папе-медведе не было – только свитер. Но художник тактично, видимо из-за традиционных предрассудков, связанных с обнажённым телом, решил не изображать причинное место таёжного зверя, а как бы закрыть интригующую часть тела воображаемым мехом, оставив при этом все паттерны вторичных половых признаков самца. Мама-медведь была одета в традиционное платье-фартук в горошек и держала на руках медведя-младенца. Особенно мне понравилось, как художник изобразил глаза медведицы: две дуги полуокружности со штрихами ресниц были изогнуты вниз и создавали иллюзию потупленного вниз взгляда, покорности мамы-медведя, тем самым ещё больше подчёркивали прочные патриархальные устои российского общества. Совершенно очевидно, что мама-медведица с младенцем-медведем – это прямая аналогия на известную русскую икону, озарявшую своим светом многих моих соотечественников на протяжении смутных и мрачных веков нашей непростой истории. В дополнение к вышеописанному сюжету, вся картинка была усеяна грибочками, листочками, птичками, ягодками, тыковками и прочими ми-ми-ми, что ещё больше нагнетало иллюзию изобилия и сытости. И хотя в кастрюле могло и не хватать еды на всю эту медвежью ораву, всё равно картина рога изобилия компенсировала собой такую мелочь как еду.

С едой в России принципе всегда было не очень. Те, кто постарше, наверняка помнят истории прадедов о предвоенном голодоморе и вечных советских очередях в гастрономы за едой и провизией. Очереди застали даже мои родители в начале девяностых, и ситуация начала мало-мальски выправляться только в нулевых с приходом в страну того дикого капитализма, которым запугивали и дразнили наших медведей-бабушек и медведей-дедушек все семьдесят лет советской истории. Потому наличие в доме такой счастливой кастрюли вполне оправдано, и напоминает о пережитых нашей страной несчастьях в прошлом и об их отклике в настоящем.

Конечно, тёща никакую кастрюлю мне не покупала, а просто купилась на эту кастрюльку. И даже не на кастрюлю, а на мастерский маркетинговый дизайн эмалированной поверхности, где каждый квадратный миллиметр узора взвешен, продуман и направлен своим безжалостным бизнес-лезвием в нежную неподготовленную медвежью-душу постсоветского покупателя. Даже ежу понятно, что всякое общество зиждется на фундаменте пластов вековых традиций. И если выдернуть последний пласт – веру в советскую культуру и страх перед культом Сталина – останется пласт предыдущий, и даже не пласт, а что-то отдалённо напоминающее нотки воспоминаний о былом и прежнем величии, смешанном с ароматами псевдо-христианских суеверий, предрассудков и страхов. Добавить к букету две-три капли зловоний абсолютно негуманистической рыночной экономики, галлон федеральной пропаганды, нацеленной на псевдо-славянские ценности, то получим одеколон «Русь», прошибающий не только медведей, но даже тираннозавров, которые в нынешнее время нередкий зверь в среднеевропейских лесах. Поэтому совершенно справедливо замечено мудрыми мира сего, что это не человек покупает товары, а товары торгуют людьми. Вот и мою тёщу купила кастрюля.

Но, тем не менее, мне нравится эта кастрюля. Как только я её увидел в первый раз, я понял самое важное зерно в этом псевдо-славянском натурализме – это талант художника. Мастер, писавший в компьютерной программе сюжет счастливых медведей, сохранил свою душу. Или душа не оставила своего художника, как хотите. Откуда я это взял? По глазам папы-медведя. Они не выражали счастья или удовлетворённости от наличия под ногами грибочков или вечно беременной мамы-медведицы. В них застыло выражение чего-то среднего между состоянием отрешённости, здорового ужаса и непониманием того факта, что он, дикий таёжный медведь, забыл на этой кастрюле. Я прокрутил в своём воображении сцену, как этот милый зверь в домашнем свитере вырывается с эмалированного изображения, вырастает до своих естественных размеров и разносит к чертям собачьим склад и полки супермаркета. Отдельно и с особенным садизмом расплющивает свою эмалированную тюрьму о белый кафель пола. Потом через консервные заросли стеллажей пробирается к отделу алкоголя, берёт две бутылки водки, встаёт на задние лапы, и абсолютно цивилизованно подходит к последней кассе. Одна кассирша не смогла убежать