Путевой дневник философа [Герман Александр фон Кайзерлинг] (pdf) читать постранично, страница - 345

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ду­
ши, внушают чувство вроде того, какое испытываешь
при обращении с новыми орудиями, которые еще не ос­
воил: пока не получается, но скоро дело пойдет на лад.
Ибо порукой тому — наша история. Лувр — залог того,
что Эйфелева башня когда-нибудь станет живым симво­
лом, храмы — что и фабрики смогут послужить делу ду­
ха. Этого отрадного чувства в Америке не испытываешь.
Самый распространенный здесь факт — просто делови­
тость, не имеющая живого значения и живого фона.
Конечно, это ощущение лишь условно можно считать
оправданным; между американским и европейским со­
стояниями нет сущностного различия, они различаются
лишь степенью. В оборудованных с расточительным раз­
махом американских университетах нет духовной атмо­
сферы, роскошные американские здания не являются
символами, сами американцы слишком часто неглубоки
до бездушности, потому что здесь разрыв между внеш­
ним и внутренним еще больше, чем у нас. Что касается
внутреннего, американцы грубее и моложе, чем мы, но
во внешнем они значительно опередили нас: поэтому не­
гативные черты, вызванные нарушением равновесия ме­
жду внешним и внутренним, у них выступают более яв­
ственно. Не стоило бы об этом говорить, если бы Новый
Свет не опережал Старый, вместо того чтобы идти за
768

ним по пятам, и не становился примером для Европы.
Как раз это вызывает тревожные мысли.
Я вспоминаю все положительное и все негативное, что
встретилось мне в Соединенных Штатах, вновь раздумы­
ваю о сравнениях Запада и Востока, приходивших мне в
голову, и о тех всеобщих, направляющих идеях, которые
во время моих странствий постепенно приняли отчетли­
вый вид в моем сознании. Сегодня западному человеку
пора осознать, что на пути так называемого «прогресса»
он не обретет «единственно необходимого», а найдет
лишь более совершенные средства выражения для него.
Разумеется, хорошо, если западный человек получит их в
свое распоряжение, было бы невероятной глупостью от­
казаться от них. Но и располагая средствами выражения,
проблему жизни человек Запада не решит, проблема ос­
танется проблемой, и даже облик ее не изменится. Един­
ственный абсолютный идеал индивидуализма определя­
ется посредством понятия совершенствования. Однако
столь продвинувшийся вперед современный человек как
ни одно другое живое существо далек от совершенства.
Он дальше от совершенства не только, чем китайцы, лю­
ди античной эпохи и средних веков, но дальше, чем авст­
ралийский абориген, и даже любое растение и любое
животное. И пока он этого не осознает, по-прежнему
пребывая в безумном заблуждении, что благодаря сво­
ему «прогрессу» он якобы и в самом деле может значи­
тельно продвинуться вперед, до тех пор никакой внеш­
ний выигрыш не даст ему внутреннего здоровья; как
человек он будет все больше хиреть и чахнуть — прямо
пропорционально умножению его средств. Если ж е он
уразумеет, что нужно, и совершит поворот к единствен­
ной истинной цели человечества, тогда, и только тогда
то, что было для него губительным, станет его спасением.
Нет необходимости, чтобы материальная мощь, какой бы
злой она ни была сама по себе, вредила душе, неверно и
то, что разум непременно разлагает; материальная сила
может стать голосом божественной доброты, разум —
средством духовного возрождения. Считать, что подвиж­
ный характер нашей жизни исключает возможность глу­
бины, значит впасть в заблуждение, так как любая жизнь
динамична; неверно полагать, что наше стремление в
беспредельные дали принципиально исключает совер25 Зяк