Салоны. Том 1 [Дени Дидро] (pdf) читать постранично

-  Салоны. Том 1  (а.с. Салоны -1) 8.82 Мб, 319с. скачать: (pdf) - (pdf+fbd)  читать: (полностью) - (постранично) - Дени Дидро

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ СССР
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

ДЕНИ ДИДРО
САЛОНЫ
В ДВУХ ТОМАХ

ДЕНИ ДИДРО
САЛОНЫ
ТОМ ПЕРВЫЙ

ББК 87.8
Д 44

Вступительная статья, составление,
общая редакция JI. Я. РЕЙНГАРДТ,
доктора искусствоведения
Переводы с французского
И. Я. ВОЛЕВИЧ, Ю. М. ДЕНИСОВА,
Вал. Г. ДМИТРИЕВА, С. В. ШКУНАЕВА
Примечания
Е. Ю. САПРЫКИНОЙ,
доктора филологических наук
Подбор иллюстраций
Н. Ю. ЗОЛОТОВОЙ
Рецензент
доктор философских наук,
профессор М. Ф. ОВСЯННИКОВ

0301080000-008

д ----------------------- Ю-88
025(01 )-89

^

© Издательство «Искусство», 1989 г.

^

^

* |e ^

^

>Je

*Je >Jc

САЛОНЫ ДИДРО
И ЭСТЕТИКА ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
I
Дидро — один из самых глубоких и разносторонних представителей фран­
цузского Просвещения XVIII века, философ, драматург, поэт, автор романов,
теоретик искусства и художественный критик. В качестве борца против реак­
ционного мировоззрения, средневековой монархии и церкви Дидро является
центральной фигурой французского Просвещения. Энгельс говорит: «Если ктонибудь посвятил свою жизнь «служению истине и праву», — в хорошем смыс­
ле этих слов, — то таким человеком был, например, Дидро»1.
Как материалист, Дидро был наиболее последовательным борцом «про­
тив метафизики XVII столетия и против всякой метафизики вообще» (Маркс).
Правда, как и другие просветители, Дидро еще был далек от исторического взгля­
да на явления природы и общественные отношения. Отсюда — некоторая дань
идеализму в объяснении общественных процессов истории человеческого обще­
ства. Но вместе с тем именно у Дидро мы находим гениальные догадки диалек­
тического мышления.
Во Франции эпоха Просвещения была периодом подготовки буржуазно­
демократической революции. В других странах Европы связь между революци­
ей и Просвещением была менее ясной и последовательность во времени другая.
(В Англии просветительное движение следует за революционными бурями «ве­
ликого бунта» 1642— 1649 годов и классовым компромиссом 1698 года. В Гер­
мании Просвещение отделено от революции 1848 года целым столетием. В Рос­
сии борьба просветителей предшествовала революционной ситуации 1861 года,
закончившейся крестьянской реформой, проведенной сверху самодержавным
правительством). Тем не менее, несмотря на все исторические и местные осо­
бенности, движение идей, известное в каждой из этих стран под именем просве­
тительного движения, имеет некоторые общие черты.
Говоря о русском просветителе Скалдине, Ленин писал: «Как и просветители
западноевропейские, как и большинство литературных представителей 60-х го­
дов, Скалдин одушевлен горячей враждой к крепостному праву и всем его по­
рождениям в экономической, социальной и юридической области. Это первая
характерная черта «просветителя». Вторая характерная черта, общая всем
русским просветителям, — горячая защита просвещения, самоуправления, сво­
боды, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России.
Наконец, третья характерная черта «просветителя» это — отстаивание
интересов народных масс, главным образом крестьян, (которые еще не были

вполне освобождены или только освобождались в эпоху просветителей), искрен­
няя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой об­
щее благосостояние и искреннее желание содействовать этому»2. Тем самым
Ленин обрисовал главные особенности того исторического типа, который назы­
вается просветителем: вражда к крепостничеству, средневековой отсталости, борь­
ба за «европейские», то есть передовые по тем временам буржуазные формы ж и з­
ни, защита интересов народа, главным образом крестьянства, «исторический
оптимизм». Эта характеристика применима не только к истории русской куль­
туры.
Если просветительское движение в области политики означало борьбу со
старым, феодально-чиновничьим порядком с точки зрения буржуазного общест­
ва, то в области теории оно также было прогрессивным, было связано с разруше­
нием старой метафизики, с выдвижением на первый план материалистической
теории и с учением о том, что всякое познание основано на опыте, на тех данных,
которые мы получаем из внешнего мира посредством наших чувств.
Французское Просвещение, представленное блестящими именами Вольтера,
Монтескье, Руссо, славной школой материалистических мыслителей Дидро, Гель­
веция и Гольбаха, является классическим типом подобного общественного дви­
жения. Энгельс писал: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы
для приближавшейся революции, сами выступали крайне революционно. Ника­
ких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Рели­
гия, понимание природы, общества, государственный строй — все было подвер­
гнуто самой беспощадной критике; все должно было