Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства [Герман Кеес] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

такой

Е

5

Герман Кеес. Заупокойные верования древних египтян

достоверности, ясности и привлекательности, что мы порой забы­
ваем, что находимся в гробнице. Покойный предстает перед нами
изображенным как за своими повседневными занятиями — за тра­
пезой, на поле, на охоте или за игрой, так и в виде статуи, также на­
ходившихся в гробницах. Все это настолько впечатляет, что в боль­
шинстве гробниц Старого Царства, если не обращать внимания на
жертвенники и на шествия жрецов и игнорировать надписи с заупо­
койными молитвами, мы едва ли обнаружим признаки, намекаю­

щие на предназначение данного места. И это — у того самого наро­
да, который всю жизнь думал о смерти и для которого возведение
гробниц было важнее обустройства собственного жилья?
Это замечали часто, но гораздо реже серьезно доискивались до
причин того, что наложило на египетский национальный характер
такой своеобразный штамп. И все же каждый, кто побывал в Егип­
те и оценил его, не мог этого не заметить.
Своеобразие страны захватывало и древних, и современных ее
посетителей.
Поражает ее величие и спокойствие всех форм, бескрайняя ли­

ния горизонта, подчеркнутая линией ландшафта, истинное однооб­
разие и неизменность. На голубом небе, изо дня в день безоблач­
ном и ясном, солнце совершает свой обычный путь, а на темном
ночном появляются луна и звезды. И картина ландшафта, узких
полос плодородных земель в низинах широкой реки, и строгие си­
луэты пальм — все это подчеркивает удивительное постоянство.
И я понимаю, почему людям, которые находят бессмысленным
отправляться в долгий поход, путешествие по Нилу уже через не­
сколько дней может показаться скучным.
Эта размеренн°сть и должна была повлиять на формирование

национального характера, а безбрежность — способствовать тому,
что египтянин и в духовном смысле смотрел далеко за пределы ви­
димого пространства. И то и другое помогало выработке специфи­
ческого менталитета египтян.
Они никогда не были ни особенно темпераментным, ни в°инственным народом. У них было больше самонадеянности, нежели
силы. Как и нынешний феллах, древнеегипетский земледелец был
несколько тяжел на подъем, боялся беспорядка и смуты, любой но-

6

Введение
пизны и при этом был склонен к созерцательности и радостям
бытия.
Древние египтяне часто кажутся нам педантами в своем стрем­
лении разместить каждую вещь на своем месте, а любой опыт ут­
вердить как устав. В результате часто укоренялся поверхностный
вывод: проявляющаяся всеобщая дисгармония не поддается объяс­
нению внутренними причинами. И все же постоянство ощущалось
как норма. Да еще и высказывалось соображение, что всяких «при­
митивных» людей нельзя считать способными на что-либо! Ведь

там, где вся природа жила столь размеренной жизнью, разве не то
же самое должно было происходить и с судьбой человека?
А смерть разве не всего лишь переход1, как закат солнца вечером,
как спад Нила в сезон сухости, как высыхание растительности?
И если египтянин задумывался о жизни после смерти и потому
заполнял гробницы сплошь картинами земной жизни, то не верил
ли он, что это должно сохраниться без изменений и в каком-то «по­
тустороннем мире»? Или он думал так много и так часто о потусто­
роннем мире просто потому, что земная жизнь воспринималась им
как нечто неизменное, а это не допускало и мысли о том, что когданибудь он может быть ее лишен?
Пожалуй, можно понять, что царь приказывал осуществить
грандиозное строительство своей пирамиды или выкопать беско­
нечные ходы и покои в ходе многолетней работы в скале лишь с тем,
чтобы предотвратить падение своей божественной власти. Но ка­
кая польза была бедному и убогому в ритуальном погребении, если
ему и после смерти было так же плохо? Придумывал ли он в таком
случае средство улучшить свою долю?
При чтении затем замечательной молитвы позднего времени,
как раз того периода, когда античные писатели знакомились с ду­
ховной жизни египетян, мы окажемся в сфере мистицизма. Этот

замечательный фрагмент заимствован нами из заупокойного па­
пируса, вероятно, периода XXVI династии, времени египетского

1 «Смерть не свершившийся факт, но лишь переходное состоя­
ние» (Leeuiv С. van der. Phanomenologie der Religion. Tubingen,
1933. S. 185).

7

Герман Кеес. Заупокойные верования древних египтян

Ренессанса. Он представляет собою молитву за здравие и благо­
денствие покойного:
«Жертва, что дает царь! Ра-Хорахти, владыка великого черто­

га, и великая эннеада богов в Вавилоне (Старый Каир), да позво­
лят они подняться тебе в ладью Нешмет, чтобы тебе было хорошо:
чтобы ты пожаловал на ее праздник в округе Поге (Абидос), чтобы
ты воздал молитву Осирису, чтобы ты принял его жертву, чтобы ты
был чист среди обитателей Запада. Затем тебя ставят во главе свя­
щенных обителей. Ее свита — она радуется твоему взгляду.