Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства [Герман Кеес] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Венки
повешены тебе на шею на торжества праздника Уаг. Твое имя про­
изнесено на праздник 6 и 15 дня месяца, что будут справляться до
конца времен. Да увидишь ты Ра при его восходе и Атума при его
закате. Да воссоединишься ты с превосходными душами в то вре­
мя как они открывают тебе пути, чтобы ты не замедлил своего
хода. Ты выходишь и входишь, радостньш сердцем, чтобы достиг­

нуть мест возвышенных. Ты приведен к богу без препятствий и
присоединяешься к слугам Хора. Ты здоров и доволен в ладье ве­
черней, и сердце твое ликует в ладье утренней. Ты созерцаешь Ато­
на (Солнце), чьи лучи над покоями, его лучи освещают (и) шахту
твоей гробницы, когда он появляется над тобой. Земля (?) прости­
рает свои руки, чтобы принять тебя, и страна Запада приветствует
тебя. Сосуды твоего тела полны, твоя душа просветлена, а твое имя
живет в вечности. Итак, ты вечен и не можешь погибнуть. Ты один

следуешь богу как единственный, кто проник в его свиту. Затвор
врат преисподней открыт для тебя — того, кто стремится к реке на
своей волне. Ты пьешь воду перед ладьей Нешмет на ее празднике
в округе Поге. Ее хлеб, пиво, скот и гуси даны тебе; а твое тело при­
нимает одеяния из рук двух сестер. Ты погребен в гробнице, кото­
рую ты создал себе сам, так что твой сын на твоем месте».
Любые попытки пртаесги все это в какую-лиюо систему отзы­
ваются беспомощными: разрозненные противоречивые изречения
позволяют дать лишь два толкования: либо они несут в себе сокро­
венный смысл, либо это набор формул с содержанием, далеким от
реальности.
Древность, находясь под впечатлением от Египта и его культу­
ры, столь странным для нее, отрицала возможность увидеть глубо-

8

Введение
чмйшин тайны в том, постижение чего было доступно только из­
бранным. Современная наука, напротив, обнаружила то, что древ­
ние формулы скрывают в себе, вперемешку с цитатами, которые
наслаивались на них в течение столетий. А это было скорее равно­
значно вынесению осуждающего приговора.
Конечно, это было свойственно египетской культуре, по крайней
мере в эпоху ее упадка. Ведь то была эпоха, когда с египтянами уже
познакомились греки, а они могли внести много рационального в
египетскую религию, полагая, что к тому времени она была подоб­
на пестрой мозаичной скорлупе, в которой утрмчнно зерно. Но, с
другой стороны, этот признак, который при научном подходе мож­
но было бы назвать недостатком логики, проявляется везде в тече­
ние всего времени существования религиозной литературы. Его

можно обнаружить и в древнейших дошедших до нас текстах за­
упокойного характера, наносившихся на стены царских пирамид

уже с V династии.
И одно из самых выдающихся качеств египтян заключается в
том, что этот народ не мог забыть «Тексты пирамид» в течение всей
своей долгой истории. Благодаря преемственности традиции с
древнейших времен формулы из них мы встречаем вплоть до по­
зднейших периодов египетской религии. Ни одно представление
никогда не заменяется на противоположное и никогда не устраняет­
ся вовсе. Новое лишь робко шагает следом до тех пор, пока теоло­
гическая мысль не рискнет объединить их любыми средствами,
очевидной ли игрой слов, или же намеком, апеллирующим к мисти­
ческому сознанию слушателя. Так или иначе, но использование по­
добный ход более чем ЗООО-летнего развития религиозных пред­
ставлений привел к непостижимому беспорядку.
Казалось бы, можно сказать, что египетская религия историче­
ского периода бессистемнее других религий, или, при желании,
следовать софистике древних жрецов, что она подходит любой си­
стеме и что это та свобода, которой и нынешние люди искусства
чрезмерно злоупотребляют.
Компромисс за компромиссом! Нельзя ли предположить, что
египетский народ в один прекрасный момент пожелал отбросить
балласт уста^вшего блмгм, чтобы наи™ нечто определ^вд^

9

Герман Кеес. Заупокойные верования древних египтян

Кое-кто попытался это сделать — философствующий хлюпик на

фараонском троне, помешанный на размышлениях об истине ре­
лигиозный фанатик Аменхотеп IV (Эхнатон), которому судьбою
было предназначено завладеть мировой державой. Из-за этого он
стал чужд собственному народу как никто другой, почему и был
заклеймен в конце концов как «смутьян из Амарны». Откуда же
появилась эта своеобразная наклонность египетского менталите­
та, это судорожное цепляние за традицию?
«На веки веков» — пожaлуй, нигде более в мире эта фраза не
встречается в надписях столь часто, как в Египте. Во всех занятиях
египтян усматривается бесконечность и вечность. Строит ли он
храмы и пирамиды, вырезает ли Анналы на твердом камне или же
педантично записывает четко сформулированные договоры и уста­
вы — все это делалется из страха оказаться забытым. В зависимо­
сти от времени и обстоятельств это может выражаться и более ма­
териально.