Образ бога Сета в древнеегипетской религии Позднего периода (на материале ритуально-магических текстов и памятников оазисов) [Ксения Федоровна Карлова] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

рассмотреть особенности развития образов богов в рамках
отдельного взятого исторического периода. Во-вторых, хронологические рамки
исследования, соответствующие Позднему периоду египетской истории (VII–IV
вв. до н. э.), определены не случайно. Именно в это время происходит
значительная трансформация в образе Сета, связанная с политическими и
идеологическими особенностями развития древнеегипетской религии. В-третьих,
отдельное направление исследования представляют факторы, определившие эту
трансформацию в общем контексте развития древнеегипетской религии и
мифологии. При рассмотрении образа Сета потребность в таком подробном
исследовании особенно актуальна, поскольку в свое время формирование его
образа происходило в тесной взаимосвязи с развитием идеологии древнего Египта
и становлением его важнейших мифологических представлений – мифа о борьбе
Сета с богом Хором за власть над Египтом и мифа об Осирисе; соответственно,
аналогичная зависимость от подобных факторов может предполагаться и для
иных

этапов

его

развития.

Другая

важная

особенность

Сета



это

амбивалентность, т. е. сочетание в его образе составляющих, восприятие которых
можно условно обозначить как «позитивное» и «негативное»: соотношение этих
составляющих также определяется историческим контекстом эволюции данного

5

культа. Следует отметить, что комплексного анализа вышеперечисленных
аспектов культа Сета на важном в его развитии этапе Позднего периода в рамках
одного исследования до сих пор не проводилось.
Предлагаемая диссертация посвящена комплексному изучению развития
образа и культа бога Сета в Поздний период. Основной задачей является анализ
формирования облика Сета в рассматриваемый период в контексте его роли в
египетской религии и ритуальной практики. Представленное исследование
направлено на выявление воздействия религиозных воззрений эпохи Позднего
периода на сложение образа Сета и развитие его культа, а также взаимосвязи
между его развитием и связанными с ним ритуалов. Именно в этот период
получают широкое распространение ритуалы, направленные против Сета,
поэтому одной из важнейших задач будет являться анализ семантики
фиксирующих их текстов и вошедших в их состав ритуальных действий. Это
позволит

полнее

осмыслить

культуру

и

религию

Древнего

Египта

рассматриваемого периода.
Хронологические рамки исследования охватывают VII–IV вв. до н. э. В
отечественной и зарубежной египтологической науке за этим промежутком
закрепилось обозначение Позднего периода, охватывающего 664–332 гг. до н. э.
(время правления XXVI–XXX династий). Все хронологические сведения в работе
приводятся в соответствии с трудом Ю. фон Бекерата, который является основной
обобщающей работой по древнеегипетской хронологии1. Кроме заявленных
хронологических рамок, в исследовании по мере необходимости рассматриваются
другие периоды древнеегипетской истории, начиная с III тыс. до н. э. вплоть I
тыс. н. э. Такая широта исследования объясняется необходимым, с точки зрения
методологии работы, привлечением источников, относящихся к разным этапам
древнеегипетской истории.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению образа и культа
бога Сета посвящено достаточно много работ, которые носят как общий, так и
частный характер. Однако, несмотря на многочисленные обращения к разным
1

Beckerath J. von. Chronologie des pharaonischen Ägypten: Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von
der Vorzeit bis 332 v. Chr. Mainz, 1997.

6

аспектам образа Сета в источниках I тыс. до н. э., в научной литературе пока не
существует обобщающего исследования его эволюции на этом этапе (в частности,
в Поздний период), в котором представления об этом боге рассматривались бы в
контексте развития политической и религиозной ситуации, поэтому мы
привлекаем более обширный массив литературы по культу Сета в целом. Образ
Сета как одного из наиболее важных богов древнеегипетского пантеона
привлекал внимание исследователей еще в период становления египтологической
науки. Первым, кто посвятил изучению Сета отдельные очерки, стал В. Плейт2.
Он рассматривал роль Сета в мифе о противостоянии с Хором и Осирисом как
реминисценцию борьбы между Верхним и Нижним Египтом, в результате
которой обе части Египта были объединены под властью Хора, а Сет начал
приобретать отрицательные черты, однако сохранил свой статус одного из
важнейших богов Египта3. Тем не менее, по мнению Плейта, более значимой
является роль Сета в качестве бога-защитника Ра, по отношению к которой роль
Сета в осирическом мифе является второстепенной. Следует отметить, что эта
точка зрения, высказанная еще в XIX в. при отсутствии большого массива
источников, является весьма проницательной и не лишенной оснований,
поскольку учитывает первоначальные особенности