Античная мифология в её историческом развитии [Алексей Федорович Лосев] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Алексей
Федорович

ЛОСЕВ
МИФОЛОГИЯ
ГРЕКОВ
И РИМЛЯН

Алексей
Федорович

ЛОСЕВ
МИФОЛОГИЯ

ГРЕКОВ

И РИМЛЯН

Москва «Мысль» 1996

Б Б К 87.3(2)
Л79

РЕДАКЦИЯ 110 ИЗДАНИЮ БИБЛИОТЕКИ
«ФИЛОСОФСКОЕ

Федеральная

НАСЛЕДИЕ»

целевая

книгоиздания

программа

России

А. А. Тахо-Годи,
А. А. Тахо-Годи и Il. Il. Маханькова

Составление
общая

редакция

Гравюра

выполнена

Ф. Домогацким

ISBN 5-244-00812-9
© А. А. Тахо-Годи. 1996
© А. А. Тахо-Годи. Составление. 1996
© А. А. Тахо-Годи. Послесловие.
Миф как стихия жизни. 1996
© Издательство «Мысль». Оформление. 1996

АНТИЧНАЯ
МИФОЛОГИЯ
В ЁЕ
ИСТОРИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ

АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ. ОТ АВТОРА
6

ОТ АВТОРА

П р е д л а г а е м а я вниманию читателей книга является
попыткой наметить новые пути в подаче античной мифо­
логии, которые не сводятся ни только на одно научное
исследование, ни только на популярное изложение, как
оно обычно понимается. Научное исследование в области
античной мифологии обычно читается узким кругом спе­
циалистов. Кроме того, исследование по классической
филологии требует от читателя не только знания перво­
источников, знания нескольких языков, древних и новых,
но еще и возможности сосредоточить в своих руках боль­
шое количество греческих и римских текстов, без владе­
ния которыми невозможно и думать об оценке и критиче­
ском восприятии такого исследования. С другой стороны,
популярное изложение античной мифологии всегда пони­
малось как пересказ для детей или для юношеского воз­
раста античных мифов вне всякой их истории и толкова­
ния, с отбором этого материала в ограниченных условиях
возрастного подхода и неизвестно на основании каких
источников, не говоря уже о больших дозах субъективно­
го вкуса и писательской манеры излагателя. Не отрицая
этих двух подходов к античной мифологии целиком и да­
же признавая их необходимость с известных точек зре­
ния, автор предлагаемой книги избрал несколько другой
подход к предмету.
Автор предлагает вниманию своего читателя не что
иное, как именно первоисточники античной мифологии,
т. е. с самого начала становится на путь научного иссле­
дования. При этом, однако, он старается строить свое
изложение так, чтобы читатель мог сам вместе с ним
пройти по всем запутанным ходам этих первоисточников,
чтобы он мог критически освоить предлагаемые тексты
первоисточников и делать свои собственные выводы не­
зависимо от автора. Конечно, если вооружиться знанием

7
языков и надолго засесть в библиотеках, то можно найти
большинство из этих текстов в филологических исследо­
ваниях, обзорах, руководствах, словарях и индексах, не
говоря уже о самой античной литературе. В этом отноше­
нии автор шел навстречу читателю, стараясь всячески
облегчить ему (возможность) овладеть этим безбреж­
ным морем античных текстов. Вследствие этого д л я спе­
циалиста в предлагаемой книге многие материалы ока­
жутся уже известными, уже подобранными и так или
иначе проанализированными, но, повторяем, эта книга
писалась не только для узких специалистов. Эта книга
писалась для всякого образованного человека, который
не успел или не сумел обратить достаточно серьезного
внимания на античную мифологию, но который хотел бы
не просто ограничиться сказками для детей, а еще захо­
тел бы посмотреть, как эта античная мифология реально
существовала в истории, в каком виде она появлялась,
развивалась и погибала и как она была связана с умст­
венными и жизненными интересами тогдашнего обще­
ства и человека.
Автор книги, конечно, дает известное освещение мате­
риалов и первоисточников со своей точки зрения. По­
скольку, однако, в этой книге широко применяется цити­
рование самих первоисточников, всякий читатель с не­
которым гуманитарным образованием и с интересами
в области литературы и истории вполне сможет уже и
сам убедиться, насколько правильно толкование автора.
Д а в а я известное толкование мифам, автор предлагаемой
работы считает свое освещение только одним из возмож­
ных подходов к античной мифологии. Свое толкование
текстов из античной литературы он хочет рассматривать
как призыв к свободной работе над ними, к творческому
подходу к филологическим материалам.
Во вводной части работы автор знакомит читателя
с тем подходом к античной мифологии, который, с его
точки зрения, наиболее отвечает современному состоянию
науки. Именно автор не мыслит античной мифологии вне
строго проводимого историзма. Автор не мыслит антич­
ной мифологии вне ее связи с жизнью общества, с его
материальными и духовными потребностями, с той или
иной исторической базой. Автор считает такой подход
к античной мифологии тем минимумом, без которого во­
обще нельзя о ней говорить как о научной дисциплине.

Α. Φ.