Диккенс [Евгений Львович Ланн] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Е. Л. Ланн

Диккенс

Москва
Берлин
2020

УДК 82.09(420)
ББК 83.3(4=432.1)52‐8
Л22

Ланн, Е. Л.
Л22

Диккенс / Е. Л. Ланн. — Москва ; Берлин : Директ‐Медиа,
2020. — 499 с.

ISBN 978‐5‐4499‐0432‐4
Мало кто сейчас знает, что автор этой книги был дружен
с Максимилианом Волошиным и сестрами Цветаевыми, состоял
в дружеских отношениях и вел обширную переписку с известным
русским историком Е. В. Тарле. К сожалению, имя русского писа‐
теля, переводчика, литературного критика Евгения Львовича Ланна
(наст. Фамилия — Лозман, 1896–1958) оказалось незаслуженно за‐
быто. Меж тем, он — автор двух исторических романов и ряда ли‐
тературно‐критических сочинений, к которым относится и книга
«Диккенс», предлагаемая Вашему вниманию. До этой работы не
было ни одного произведения, в котором наиболее полно освеща‐
лись бы жизнь и творчество самого крупного английского писателя
XIX века. Изучив и собрав огромное количество материалов,
Е. Д. Ланн рассказывает читателю не только о достоинствах
и недостатках книг великого писателя, но и создает образ «живого
Диккенса», прослеживая путь, каким шло развитие его миросозер‐
цания.

УДК 82.09(420)
ББК 83.3(4=432.1)52‐8

ISBN 978‐5‐4499‐0432‐4

© Издательство «Директ‐Медиа», оформление, 2020

От автора
Тираж книг Диккенса, изданных нашими советскими
издательствами, исчисляется сотнями тысяч экземпляров.
Из всех иностранных классиков имя Диккенса — самое популярное у нас, у Диккенса наиболее многочисленный читатель.
К сожалению, у нас еще нет ни одной книги, в которой
освещались бы жизнь и творчество самого крупного английского писателя прошлого века. Не восполняет этого пробела
и блестящая книга эссеев Честертона, переведенная у нас лет
пятнадцать назад. В этой книге реализм Диккенса тщательно
затушеван, а социальное его лицо по-честертоновски искажено. Честертон продолжал не очень славную традицию тех
исследователей Диккенса, которые сознательно и немилосердно преувеличивали влияние на его творчество враждебных реализму течений, так как их социальное мировоззрение
не мирилось с признанием великого реалистического мастерства Диккенса — основой его поэтики.
Занимаясь Диккенсом в течение долгого времени, я собрал немало материала. Этот материал открыл для меня
путь, каким я пришел к живому Диккенсу. Из этих предпосылок возникла моя решимость рассказать читателю не только о достоинствах и недостатках его книг, но и разглядеть
за книгами живой человеческий его образ. Поэтому я делаю
попытку написать о нем беллетризованную биографию.
Жанр беллетризованной биографии отличается от жанра биографического романа. Последний, как правило, удовлетворяется изображением исторического лица в какойлибо период его жизни, и автор такого романа не ставит себе
целью проследить внутренний рост своего героя и этапы
его деятельности на протяжении всей жизни. Но именно
эту цель ставит себе автор беллетризованной биографии.
3

Для него биографические факты, данные на протяжении всей
жизни, являются надежными вехами, помогающими осветить образ его героя более полно и, в конечном счете, более
точно.
Если герой беллетризованной биографии историческое
лицо, чья жизнь изобилует внешними событиями, эти события являются важнейшими биографическими фактами.
Но могут ли такие события считаться важнейшими фактами
биографии, если герой книги — писатель?
«В жизни ученого и писателя главные биографические
факты — книги, важнейшие события — мысли».
Это писал Ключевский, и он, бесспорно, прав.
Предлагаемая беллетризованная биография — попытка
изобразить жизнь Диккенса как историю его обогащения
жизненным опытом, как историю его идей и его книг.
Описание социально-политического фона, на котором
раскрывается творчество Диккенса, описание основных исторических этапов Англии в эпоху Диккенса должно, мне кажется, помочь читателю в разрешении важной задачи о
границах его социального реформаторства. Одну из границ
определил Чернышевский, писавший о том, что Диккенс —
«защитник низших классов против высших, это каратель
лжи и лицемерия». Ознакомление читателя с «важнейшими
событиями» жизни Диккенса — с его мыслями — поможет
ему дополнить эту характеристику и найти правильный путь
к человеческому облику Диккенса.
Здесь не место намечать рубежи между «правдой» и «вымыслом» в жанре беллетризованной биографии. Достаточно будет указать, что в этой книге документированы все
высказывания Диккенса, имеющие хотя бы незначительное
отношение к характеристике его взглядов и оценок или
к изображению его человеческих свойств.
4

Для всех, кого интересует Диккенс, классическая его биография, написанная Джоном Форстером, включающая письма к нему Диккенса, имеет, разумеется, первостепенное
значение. Все исследователи творчества Диккенса, все его
позднейшие биографы находили в книге Форстера ценнейший