Дунганские народные сказки и предания [Автор неизвестен - Народные сказки] (pdf) читать постранично, страница - 184

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!

Возрастное ограничение: 18+

ВНИМАНИЕ!

Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!

Да, мне есть 18 лет

Нет, мне нет 18 лет


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ноче­
вал у него и с кем он побратался. Он строит новую двухэтажную хар­
чевню, по обе стороны ворот ставит императорские знамена. Кто бы ни
проходил мимо его харчевни, обязан был кланяться. С того дня дунганин
разбогател, а жена родила ему много детей, которые, когда выросли,
стали знатными людьми.
35. «Маньсань и Эрли» («Маньсань дэй Эрли»). Зап. в 1967 г. у Джапарова Нунузы (Hyp) (ганьсуйский вариант).
Часть дунган, прибывших в город Ош, расположились в его окрест­
ностях. Среди них были двое друзей. Одного звали Маньсань, а другого —
Эрли. По ночам они грабят богачей. Местные власти хватают Маньсаня и
сажают в тюрьму, но он бежит. Сколько его ни ловили, каждый раз Мань­
сань ухитрялся бежать. Наконец, Маньсань и Эрли решили прекратить
грабеж и стать крестьянами, но у них нет волов, поэтому они угоняют у
пристава двух упитанных лошадей. Пристав их арестовывает, тогда Мань­
сань и Эрли ему говорят, что они земледельцы. Узнав о том, что дунгане
наследственные землепашцы, пристав пишет императору доклад с прось­
бой выделить дунганам землю. Император разрешает дунганам пересе­
литься из Оша в Мерке. В тот год дунгане добираются до Джалпак-Тюбе,
и остаются там жить.

СВЕДЕНИЯ О РАССКАЗЧИКАХ
1. Бэгэзы Эрли (1899—1961). Жил в с. Каракунуз (Масанчин) Курдайского р-на Джамбулской обл. Казахской ССР, работал в колхозе. Пе­
реехал из г. Кашгар (Синьцзян). Сказки рассказывал на шэньсийском
диалекте. Кроме дунганского знал уйгурский язык. Грамотой владел сла­
бо. В его репертуаре были песни, а также старинные драмы, исполняе­
мые сольно, как большие песни. Мелодии этих песен весьма напоминали
напевы из китайской классической драмы, постановки которой он, види­
мо, не раз видел, живя в Китае. Сказки рассказывал очень спокойно.
2. Вуахунов Хия (ок. 1870—1960). Родился в Китае, его родители
были участниками дунганского восстания во главе с Бый Яньху. После
поражения восстания в 1877 г. они бежали с малолетним сыном в преде­
лы России и поселились в с. Каракунуз тогдашнего Пишпекского уезда
(ныне Курдайский р-н Джамбулской обл. Казахской ССР). В молодости
батрачил у богачей, после коллективизации вступил в колхоз, где рабо­
тал до глубокой старости. В начале 1900-х годов ездил в Китай, где про­
был около десяти лет. Славился как один из лучших дунганских скази­
телей. Знал и большие повествования, восходящие к старинным рома­
нам «Путешествие на запад», «Полководцы из рода Ян» и др., а так;: