Михаель Кольгаас [Генрих фон Клейст] (pdf) читать постранично
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (44) »
ьс*/т _вйге
ППХАЕ.1 Ь
КОЛЬГААС
I
I
I
ACADEMIA
'
СОБРАНИЕ
Н ОБЕ Л Л
ГЕЙНРИХА КЛЕЙСТА
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК
В. М. ЖИРМУНСКОГО
ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
ГРИГ. ПЕТНИКОВА
«А С А О Е И I А»
ЛЕНИНГРАД
1928
ГЕЙННИХ КЛЕЙСТ
НЕ1КВ1СН ТОМ К1Л18Т
МНХАЕЛЬ КОЛЬГААС
ЖЪСНАЕЬ КОНЪНАА»
перепад
с НЕМЕЦКОГО
ГРИГ. ПЕТНИКОВА
ЛЕНИНГРАД
тз
Обложка и иллюстрации—оригинальные
гравюры на дереве А. И. КРАВЧЕНКО
Гос. типогр. газеты «Лен. Правда**, Ленинград, Социалистам., 14.
Ленинградский Облит № 40304. 10%
л. Заказ 2832.
Тираж 3000.
ПРЕДИСЛОВИЕ
18 октября 1927 года Германия торжественно
справляла 150-летие со дня рождения Гейнриха фон
Клейст (1777—1811), немецкого поэта эпохи роман
тизма. При жизни, однако, Клейст не пользовался
вниманием и любовью современников. На протяже
нии всего XIX века он продолжал оставаться поэтом
для немногих (среди которых отметим Э- Т. Гоф
мана и Геббеля), и лишь эпоха немецкого натура
лизма, на рубеясе XX века, оценила в нем величай
шего немецкого драматурга и одного из лучших
рассказчиков нового времени. При жизни Клейст
был литературным одиночкой, оригиналохм с чертами
непризнанного гения и неудачника в практической
жизни. В классическом Веймаре, где царствовал
Гете, он был встречен холодно и несочувственно,
как представитель молодого поколения бунтарей,
тревоживших спокойное величие и гармоническую
ясность Винкельмановского канона нового класси
цизма. С романтиками, однако, его сближали лишь
темы его искусства: интерес к иррациональным
«ночным» сторонам человеческой души, психологи
ческая проблематика поколебленного философским
5
идеализмом чувства реальности внешнего мира, ро
мантическая концепция идеальной «чувственно-сверх
чувственной» любви и связанные с ней индивидуа
листические изломы и извращения любовного аф
фекта (среди драм—«Кэтхен из Гейльброна», «Пептезилея», «Амфитрион», среди рассказов—«Маркиза
О...», «Обручение на острове Сен-Доминго»^ «Найде
ныш»). Но в своей трактовке этих тем Клейс! резко
выделяется среди молодого поколения романтиков:
он свободен от эмоционального отождествления жи
вой человеческой личности художника с героями и
событиями произведения искусства, от лирического
субъективизма романтического стиля; он ищет в ис
кусстве композиционной строгости и законченности,
не музыкальных, а прежде всего—архитектонических
эффектов.
Клейст происходил из старинной прусской воен
ной и дворянской семьи, по обычаю предков в ран
ней молодости (в 1792 г.) поступил на военную
службу и участвовал в походе против Франции
(в 1793 г.), но вскоре после заключения мира вышел
в отставку (1799 г.), желая посвятить себя научным
занятиям. Подобно многим другим представителям
идеально-настроенной молодежи эпохи Шиллера и
Канта, он стремился к культуре личности, в изуче
нии философии искал пути к осмыслению жизни и
в выработке рационального мировоззрения—руково
дящих моральных норм для собственного жизнен
ного дела. Знакомство с теорией познания Канта
явилось источником основного разочарования его
жизни: из чтения Канта он вынес глубоко поразив
шее его убеждение о субъективности наших знаний
о внешнем мире, о призрачности стремлений к аб
солютной истине и подлинному познанию бытия.
Переживание субъективности внешнего мира и тра
гические конфликты между истиной вещей и исти
ной внутреннего чувства являются с той поры
любимой темой поэтических произведений Клейста
(ср. в особенности в драмах—«Амфитрион», «Пентез идея», «Принц Гомбургский», в рассказах—«Мар
киза О.», «Поединок» и др.).
Дальнейшие годы Клейста посвящены поэтиче
скому творчеству. И здесь его ожидает ряд разоча
рований: сначала—крушение грандиозного замысла
возрождения античной трагедии на материале шек
спировских тем в незаконченном «Роберте Гвискаре»,
сожженным самим автором в 1803 г.; затем—провал
комедии «Разбитая Кружка» на сцене веймаровского
театра (1808) и конфликт с Гете после его отрица
тельного отзыва о «странной» и «чуждой» ему
«Пентезилее» (1809). Но несмотря на внешний не
успех Клейст продолжает итти своими путями: ря
дом с риторически-идеализованной трагедией Шил
лера, в которой источником трагического конфликта
являются сознательные устремления моральной воли,
он создает в эти годы своеобразную и новую форму
драматического искусства, где трагическое действие,
конфликт и катастрофа, выростают из бессознатель
ных, инстинктивных тяготений и аффектов челове
ческой души, погруженной всецело в мир иррацио-
нального («Кэтхен», «Пентезилея», «Принц Гомбургский») Ч
Политические события того времени, пораже
ние Пруссии в борьбе с Наполеоном (1807—1809),
подготовляют, в последний период жизни
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (44) »
Последние комментарии
55 минут 57 секунд назад
3 часов 14 минут назад
5 часов 3 минут назад
10 часов 49 минут назад
10 часов 55 минут назад
10 часов 58 минут назад