Арзамас театральный. Актеры, роли. [Вячеслав Михайлович Панкратов] (pdf) читать постранично, страница - 4

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

начавшейся Гражданской войны. Что
привело его в труппу, сложно сказать. Причиной могла быть Елена
Николаевна, которую он увидел в одном из спектаклей. А,
возможно, паёк, хоть и скудный, который давали актёрам. Он
включал не только продовольствие, но и ткани, обувь,
галантерейные товары, табак, спички, керосин.
Борис Леонидович старше Елены Николаевны на десять лет, но
разница в возрасте их любви не помеха. Ведь самое главное в
супружестве – найти «своего» человека, близкого по духу,
мироощущению, интенсивности жизни. А эти факторы уж точно не
зависят от возраста.
Как вспоминала З.Д. Кирилюк, они действительно подходили
друг другу, у них была какая-то невероятная физическая и духовная
связь, которая либо есть в паре, либо её нет. Впрочем, женщины,
даже если они молоды, в любви «взрослее» мужчин. Фаина
Раневская говорила: «Если мужчина нравится, покажите ему всё, на
что вы способны!.. Выдержит – значит, это ваш мужчина!»
Конечно же, Елена Николаевна не знала этой цитаты знаменитой
актрисы, но каким-то чутьём понимала: чем взрослее мужчина, тем
больше ему нравятся в женщине, помимо женственности и
красоты, порядочность, ум, хороший вкус, воспитанность. А этого
у неё доставало.
Когда же над Борисом Леонидовичем завис карающий меч
пролетариата (ну, как же – природный дворянин!), Елена
Николаевна не отступилась от супруга. 4 июля 1927 года
10

Симанский был арестован, ему предъявили обвинение по статье 58
пункт 18 УК РСФСР – измышление и распространение в
контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных
сведений, могущих вызвать общественную панику, возбудить
недоверие к власти или дискредитировать её. Через три месяца был
осуждён особым совещанием «к 3 годам лишения права
проживания в крупных городах СССР с прикреплением к
определённому месту жительства». В апреле 1928 года срок
сокращён на четверть.
Арзамас, конечно же, не крупный город, но супруги посчитали,
что лучше оставить его. Что побудило их сделать это? Вполне
возможно, они не хотели, чтобы тень «каэра» Бориса Леонидовича
пала на товарищей по сцене. В эти же годы произошло событие,
которое существенно ударило по театру: клуб «Красная звезда»
отдали воинской части. Труппа нашла временное «пристанище» в
Доме крестьянина. И никто не мог предположить, что это станет
концом первого профессионального арзамасского театра.
В общем, как только представилась возможность, Судьина и
Симанский оставили Арзамас. И началась кочевая актёрская жизнь.
Города и театры меняются, как мозаика в калейдоскопе:
Горьковский театр драмы, Русский театр Армении, Канск,
Красноярск, Тула… Они играют много, и, как правило, главные
роли. Играют с большим удовольствием; вдохновения им придают
не только зрители, но и подрастающие два сына – гордость,
радость, опора и надежда.
Война застала Елену Николаевну и Бориса Леонидовича в
городе Кыштыме Челябинской области. Когда в 1943 году до них
дошла весть, что в Арзамасе вновь открывается театр, они, не
раздумывая, поднялись на «колёса» и по приезду принялись к
репетициям «Без вины виноватые». Елена Николаевна играла
Кручинину. Борис Леонидович – Незнамова. Трагедия актрисы
Кручининой была близка и понятна актрисе Судьиной – в том,
сорок третьем, на войне погибли два сына супругов – Олег и
Николай. По воспоминаниям, это была одна из лучших ролей
Елены Николаевны. А сцена встречи с сыном, когда она
произносила свой монолог страстно, горячо, одержимо, достигала
такого накала, что зрители плакали. Сама же актриса признавалась:
«Я опять играю. Очень устаю. Но удовлетворяет одно, что публика
с удовольствием смотрит, и плачет, и смеётся». Блиставшая своей
11

игрой актриса утверждала, что не только оружием, но и красотой, и
благородством русской души спасётся мир. Успеху роли
способствовало то, что она нашла нужный тон, то самое зерно
роли, которое, по словам Товстоногова, есть та «изюминка»
в творении артиста, которая создаёт неповторимость образа и
помогает процессу перевоплощения. У каждого актёра своя
«кухня», свои способы создания роли, свой глубоко личный путь к
образу.
В 1950-е годы на арзамасской сцене режиссёром В. Томским
была поставлена знаменитая комедия А. Островского и Н.
Соловьева «Женитьба Белугина». Судьина исполнила роль Нины
Александровны Карминой, пожилой дамы с расстроенными
нервами. «Арзамасская правда» в рецензии писала: «Созданный ею
образ достаточно содержателен. Всё согласуется в нём – и
равнодушное отношение к жизни, выраженное в пустых “ахах” и
“охах”, и безволие, делающее старую даму игрушкой в руках
расчетливого негодяя Агишина».
Каждой своей новой ролью Елена Николаевна словно
подтверждала
слова
великого
драматурга
Островского:
«Призванным к актёрству мы считаем того, кто получил от
природы тонкие чувства слуха и зрения и вместе с тем