Игрушечка 1882 №05 [журнал «Игрушечка»] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Г о д ъ ТРЕТІЙ.

ФЕВРАЛЬ 7 1882

№ 5

ИГРУШЕЧКА
ЖУРНАЛЪ ДЛЯ ДѢТЕЙ

К.Вейерманъ.Гр

Цѣна на годъ съ дост. . . .
безъ дост. . .
На полгода..................
На три мѣсяца............
Редакція: Малая Нодъянеская,

6 р. - и.
5 » — »
3 ■» 50 »
2 » — »
д. 4, кв. 16.

СОДЕРЖАНІЕ: I. Дѣтство и жизнь поэта. М. Цѳбри­
кова.—II. Отрокъ. (Стих.). С. Дрожжина.—III. Изъ
дальнихъ лѣтъ. Т. Пассекъ

ДѢТСТВО И ЖИЗНЬ
ПОЭТА.
ЭН СТ Ъ Фейхтерслебенъ, извѣстный нѣмецкій поэтъ
Р
нашего вѣка, родился въ 1806 году. Мать его умерла
вскорѣ послѣ его рожденія, и крошку Фейхтерслебена,
по совѣту докторовъ, отвезли въ деревню къ кормилицѣ. Ч и­
стый деревенскій воздухъ, здоровая жизнь среди природы
укрѣпили здоровье ребенка и имѣли сильное вліяніе на его
характеръ и талантъ. Онъ говоритъ о вліяніи этомъ въ

146

ИГРУШ ЕЧКА

одномъ стихотвореніи, съ глубокимъ умиленіемъ указывая
другу на колокольню деревни, гдѣ провелъ первыя шесть
лѣтъ жизни. „Здѣсь я былъ посвященъ въ жизнь; она яви­
лась мнѣ въ свѣтлой красотѣ своей. Близость съ природой
въ раннемъ дѣтствѣ пробудила мой умъ и оживила мое
сердце. Н а берегахъ этого ручья стоялъ я такъ много разъ,
слѣдя глазами за теченіемъ, возмущеннымъ вѣтвями, кото­
рыя я бросалъ въ свѣтлыя волны. В ъ этихъ свѣтлыхъ вол­
нахъ я видѣлъ колеблющееся и быстро исчезающее отра­
женіе самого себя. Въ шорохѣ сосенъ мнѣ слышался голосъ
любящей матери и чужой, замѣнившей ту, которая умерла
прежде чѣмъ я могъ назвать ее матерью. Н а томъ холмѣ
я читалъ сказанія протекшихъ вѣковъ и съ книгой въ рукѣ
карабкался вслѣдъ за козами по развалинамъ стѣнъ, на ко­
торыхъ мнѣ чудилась прекрасная владѣтельница замка. Какъ
часто отдыхая на этихъ каменныхъ глыбахъ послѣ бѣшенаго
бѣга по ущельямъ и лѣсамъ, я слушалъ поднимавшійся изъ
долины звонъ деревенскаго колокола, или стукъ цѣповъ,
молотившихъ рожь въ овинахъ и наслаждался такимъ пол­
нымъ счастьемъ, воспоминаніе о которомъ уже счастье. За
то доброе, которое есть во мнѣ, я благодарю горы и де­
ревни. Ж изнь среди - нихъ даетъ чувствамъ чистоту, ве­
личіе и простоту". Трудно было найдти человѣка, кото­
рый бы ненавидѣлъ все лживое, искусственное, притвор­
ное болѣе Фейхтерслебена. Жизнь крестьянъ, среди ко­
торыхъ онъ жилъ, научила его любить народъ и простую
трудовую жизнь. Когда ему пришлось въ молодости пере­
носить нищету и упорно бороться на избранномъ пути,
воспоминаніе о простой трудовой жизни, которую онъ ви­
дѣлъ въ первыя шесть лѣтъ жизни въ деревнѣ, придавало
ему бодрость и силу.
Когда Эрнсту минуло шесть лѣтъ, отецъ взялъ его къ
себѣ въ Вѣну. Выросшій и окрѣпшій мальчикъ обнаружилъ
такія замѣчательныя способности, что отецъ, несмотря на
шестилѣтній возрастъ сына, отдалъ его въ Терезіанскую

ДѢТСТВО И ЖИЗНЬ ПОЭТА

147

коллегію. Такъ называлось закрытое учебное заведеніе, осно­
ванное императрицей Маріей Терезіей, гдѣ воспитателями
были католическіе патеры, а начальникомъ—необразованный
офицеръ. Странна и дика показалась жизнь въ коллегіи
мальчику, привыкшему къ приволыо деревни. Онъ и самъ
казался дикаремъ среди дѣтей, поступавшихъ въ коллегію
вылощенными свѣтскою дрессировкою, умѣвшими складно
болтать и ловко изворачиваться. Молчаливый маленькій
Эрнстъ съ чисто деревенской простотой высказывалъ свое
мнѣніе, когда его спрашивали, или когда что нибудь въ
школьной жизни сильно затрогивало его. Онъ высказы­
вался прямо, какъ думалъ, говорилъ правду, не заботясь о
томъ, пріятна она или нѣтъ, и не могъ жить въ угоду дру­
гимъ, чтобы избавить себя отъ крупныхъ непріятностей.
Жизнь въ коллегіи была тяжелая. Католическіе патеры
были большею частью люди суровые и необразованные.
Біографы Фейхтерслебена говорятъ, что они вѣчно ссори­
лись съ начальникомъ и сходились съ нимъ только въ
одномъ — въ требованіи отъ учениковъ мгновеннаго, без­
прекословнаго повиновенія не только разумнымъ приказа­
ніямъ, но и малѣйшему капризу. Воспитанниковъ водили въ
церковь по три раза на день, преслѣдовали дѣтскія игры,
чтеніе, дѣтское товарищество, дружбу. Чуть только нѣ­
сколько учениковъ собиралось потолковать о чемъ нибудь—
играхъ, невинныхъ шалостяхъ, поразсказать видѣнное, слы­
шанное или прочитанное, какъ къ нимъ подкрадывалась
суровая фигура, и живая бесѣда смолкала, и веселая, шум­
ная группа мгновенно разсыпалась въ разныя стороны. Среди
нелюбимыхъ воспитателей было исключеніе. Учитель исто­
ріи патеръ Вонтеръ Бонифаціусъ былъ умный и талантли­
вый учитель. Одушевленное и краснорѣчивое преподаваніе
его имѣло сильное вліяніе на Фейхтерслебена.
Въ каникулы отецъ Эрнста, человѣкъ образованный, по­
полнялъ недостатки и исправлялъ ошибки школьнаго уче­
нія. Мальчикъ учился съ страстной любовью и успѣхи его

148

ИГРУШ ЕЧКА

были изумительны для его лѣтъ. Отецъ его, находившійся на
государственной службѣ, былъ человѣкъ строгій, почти су­
ровый; постоянно занятый службой, огорченный неспра­
ведливостями, которыя видѣлъ и съ которыми боролся
сколько было силъ, онъ могъ подать сыну примѣръ чест­
ности, исполненія долга, но не могъ дать ему дѣтскаго
счастія, которое такъ необходимо ребенку. Послѣ непріют­
ной школы маленькій Эрнстъ не видѣлъ дома ни ласокъ,
ни радости. Отецъ любилъ его и гордился имъ; но былъ
угрюмъ и не ласковъ, и ни усталость и никакія непріятно­
сти не заставили его ни разу пропустить урока. Малень­
каго Эрнста не ждала дома нѣжная, любящая мать. Н е­
кому было восхищаться его успѣхами, радоваться его р а­
достью. Когда сынъ приносилъ хорошія отмѣтки, отецъ
говорилъ спокойно: „Такъ и надо. И впередъ должно
быть тоже". Отсутствіе грѣющей любви и ласки сильно
повліяло на характеръ Фейхтерслебена. Онъ росъ печаль­
нымъ, задумчивымъ ребенкомъ, сходился коротко съ очень
немногими, хотя для всѣхъ былъ добрымъ товарищемъ.
Печальное дѣтство оставило слѣды и на всю жизнь его.
Фейхтерслебенъ отличался меланхолическимъ, мало общи­
тельнымъ характеромъ и рано полюбилъ чтеніе. Онъ востор­
женно увлекался героями древняго и новаго міра и старался
подражать имъ. Онъ не могъ идти защищать отечество отъ
римлянъ какъ Аипибалъ, зато спалъ какъ герой этотъ
на голомъ полу; онъ не могъ какъ Александръ Македон­
скій проходить песчаныя пустыни, терпя голодъ и жажду;
но могъ терпѣть голодъ и жажду въ стѣнахъ коллегіи; и
терпѣлъ насколько позволяло здоровье. Чтобъ пріучить себя
къ лишеніямъ удовольствій, онъ отказывался отъ школь­
ныхъ праздниковъ и не ходилъ иногда домой въ тѣ дни,
когда это было бы ему по чему нибудь особенно пріятно.
Такія лишенія развивали въ немъ самообладаніе.
Разъ отецъ прислалъ Эрнесту тарелку земляники. Эрнстъ
былъ въ классѣ и тарелку поставили на окно въ спальной.

ДѢТСТВО И ЖИЗНЬ ПОЭТА

149

По окончаніи урока онъ вошелъ въ спальню съ товарищемъ,
который, услышавъ ароматный запахъ, началъ просить ягодъ.
Эрнстъ отказалъ; онъ хотѣлъ оставить ягоды до вечера и
тогда угоститься съ товарищами. Просившій товарищъ раз­
сердился и упрекнулъ его въ жадности. Тогда Эрнстъ взялъ
тарелку и прехладнокровно выбросилъ ягоды за окно.
Если разъ Фейхтерслебенъ оставилъ товарищей безъ
ягодъ, за то въ другой разъ доставилъ имъ пріятныя про­
гулки. Одна иностранная принцесса, посѣтившая Терезіанскую
коллегію, заставила Фейхтерслебена сказать стихи, и была
такъ восхищена умомъ и талантомъ мальчика, что приказала
ему просить чего онъ хочетъ, обѣщая исполнить просьбу.
Многіе мальчики его возраста вѣроятно попросили бы у
принцессы какихъ нибудь выгодъ только для себя. Фейхтерс­
лебенъ, не долго думая, попросилъ для себя и товарищей
позволенія гулять и играть въ ботаническомъ саду, роскош­
ныя, яркія растенія котораго давно привлекали любопытство
школьниковъ. Просьба была исполнена и закрытый для нихъ
садъ былъ открытъ въ извѣстные часы, которые и стали са­
мыми счастливыми часами для школьниковъ.
Большая часть учениковъ , Терезіанской коллегіи были
изъ богатыхъ свѣтскихъ кружковъ и принесли въ училище
привычки къ роскоши и развлеченію. Разсчитывая на бле­
стящую карьеру, они считали трудъ излишнимъ. Но были
и другіе, и этихъ другихъ Эрнстъ привязалъ къ себѣ
и сильно вліялъ на нихъ своею энергичною, честной на­
турою. Лишенія, которымъ онъ подвергалъ себя, вызывали
удивленіе и подражаніе. Строгая справедливость и правди­
вость вызывали общее довѣріе, и нерѣдко приговоръ его въ
школьническихъ спорахъ и ссорахъ считался неизмѣннымъ.
Разъ одному мальчику,4другу Эрнеста, вздумалось испытать
его дружбу, и онъ обвинилъ Эрнеста передъ начальствомъ
коллегіи въ какомъ-то мелкомъ проступкѣ, единственно для
того, чтобы видѣть, какъ онъ поступитъ. Фейхтерслебенъ,
призванный къ допросу, спросилъ имя обвинителя и когда

160

ИГРУШ ЕЧКА

оно было названо, безпрекословно вынесъ наказаніе. Другъ
его, узнавъ объ этомъ, бросился къ нему на шею со сле­
зами и просилъ прощенья. Фейхтерслебенъ отвѣчалъ ему
только: „Мнѣ жаль, что тебѣ надобно было прибѣгнуть ко
лжи, для того чтобы провѣрить мою дружбу".
Лаконическій отвѣтъ и безмолвное, гордое несеніе неза­
служеннаго наказанія сильно напоминаютъ характеръ геро­
евъ, которымъ мальчикъ стремился подражать.
К акъ многія талантливыя дѣти молчаливаго, сдержан­
наго характера, Фейхтерслебенъ началъ рано вести свой
дневникъ, или вѣрнѣе, вписывать въ видѣ короткихъ замѣ­
токъ мысли и впечатлѣнія навѣянныя чтеніемъ. Одно­
образная школьная жизнь была небогата событіями и
рѣдко когда пришлось бы занести въ дневникъ что другое
кромѣ: „уроки шли сегодня какъ и всегда". В ъ воспоми­
наніяхъ своихъ о годахъ дѣтства и юношества Фейхтерсле­
бенъ говоритъ: „Лютеръ ввелъ меня въ германскій бытъ, и
я скоро вполнѣ освоился съ нимъ. Я выбиралъ лучшія мѣста
изъ древнихъ нѣмецкихъ книгъ и на заглавномъ листкѣ
тетради написалъ: „Голоса предковъ". Я въ то время
писалъ даже пѣсни въ этомъ родѣ. Н о когда повѣряя
себя, спрашивалъ гдѣ мое сердце, всегда находилъ его
въ Римѣ и Греціи. Тамъ было мое отечество. Тамъ были
мои боги. Римъ и Греція— то были первыя торжественныя
чувства дѣтской души моей. Смерть Ѳемистокла, жизнь
Аристида— то были мои сны. Все, что я находилъ на землѣ
великаго и добраго, являлось мнѣ въ этихъ образахъ: человѣче­
ство, отечество, гражданство— тройная святыня моей жизни".
Съ годами и большимъ запасомъ знанія, Фейхтерслебенъ
нѣсколько измѣнилъ характеръ поклоненія своего и самый
кругъ героевъ его сильно расширился. Онъ восхищался уже
не военными подвигами героевъ, а тѣми великими подви­
гами, которые приносили людямъ знаніе, ученіе о мирѣ,
о братской любви и союзѣ всѣхъ людей. Призваніе завое­
вателя теперь пугало его, напоминая о пролитой рѣками

ДѢТСТВО И ЖИЗНЬ ПОЭТА

151

крови, о тысячахъ жертвъ. Его идеалы—Лютеръ, который
освобождаетъ народъ отъ католицизма, запрещавшаго да­
вать библію народу, переводитъ библію для него и спа­
саетъ его отъ притѣсненій папъ и кардиналовъ; императоръ
австрійскій Іосифъ II, который хочетъ освободить крѣпо­
стныхъ и могъ только сильно ограничить произволъ помѣ­
щиковъ, который какъ Маркъ Аврелій считаетъ поте­
ряннымъ тотъ день, когда не уничтожилъ какое нибудь
зло, не сдѣлалъ добра; Питтъ, англійскій министръ, который
даетъ народу дешевый хлѣбъ; Сидней, англійскій герой
X V II столѣтія, вводитъ въ Англіи справедливый и равнодоступ­
ный всѣмъ судъ и распространяетъ на бѣдныхъ и незнат­
ныхъ нѣкоторыя привиллегіи знатныхъ и богатыхъ; Еолумбъ,
открывшій новый міръ; великіе ученые и мученики науки—
вотъ кто были теперь любимые герои юноши Фейхтерслебена. Онъ вспоминаетъ объ этомъ переворотѣ идей своихъ
въ такихъ словахъ: „Я въ особенности полюбилъ иные
отдѣлы всемірной исторіи, подолгу останавливался на нихъ
и любилъ пересказывать ихъ себѣ по своему: Еолумбъ,
реформація, Лютеръ, борьба сѣверо-американскихъ колоній
за освобожденіе, реформы въ Австріи Іосифа II; Сидней—
вотъ о чемъ я разсказывалъ себѣ. О Наполеонѣ и древнемъ
мірѣ я позабылъ и думать".
Герои новой исторіи стали ближе Фейхтерслебену. Они
жили при условіяхъ болѣе сходныхъ съ тѣми, при которыхъ
онъ готовился жить. Думая о жизни, ожидавшей его по
выходѣ изъ училища, юноша не мечталъ ни о богатствѣ,
ни о блестящемъ положеніи въ обществѣ. Честолюбіе его
было крупнѣе и выше. Онъ хотѣлъ служить великой тр іад ѣ ,
такъ онъ называлъ: отечество, согражданъ, человѣчество. Но
какъ служить? въ шестнадцать лѣтъ онъ еще не зналъ этого
.опредѣленно, и только составлялъ „ Е а л е н д а р ь ч ел о в ѣ ч е ­
ств а", т. е. записывалъ на каждый день года то, что слу­
чилось въ этотъ день достопамятнаго для человѣчества въ
какомъ бы то ни было вѣкѣ и странѣ, или что ему каза-

152

ИГРУШ ЕЧКА

лось достопамятнымъ. Онъ готовился всѣми силами служить
своей т р іа д ѣ . Въ дѣтствѣ и юности готовиться—значитъ
стараться быть человѣчнымъ и учиться. Въ первомъ отно­
шеніи онъ— тихій и суровый мальчикъ— съумѣлъ заслужить
любовь окружающихъ людей, стоявшихъ ниже его по обще­
ственному положенію. Нѣмецкое дворянство отличается
вообще высокомѣріемъ, особенно въ сношеніяхъ съ низ­
шими классами. Эрнстъ всегда относился ко всѣмъ съ
равнымъ уваженіемъ. Онъ вынесъ изъ деревни уваженіе къ
старикамъ, сильное въ народѣ, который чтитъ въ нихъ
опытъ трудовой жизни. Въ простой деревенской жизни онъ
не видѣлъ рѣзкаго различія сословій. Онъ говоритъ въ
дневникѣ своемъ: „Всѣ слуги и люди низшаго званія были
добры ко мнѣ. К огда я былъ мальчикомъ, я уважалъ ихъ?
потому что они старше меня; когда я былъ юношей, потому
что видѣлъ въ нихъ людей, которые несчастны по своему
удѣлу въ жизни".
Фейхтерслебенъ, не довольствуясь усиленными занятіями
по исторіи, занимался, и естественными науками. Природа,
которую онъ такъ любилъ, влекла его, и онъ хотѣлъ узнать
жизнь ея. Лѣтъ 13— 14, начитавшись въ исторіи объ алхи­
микахъ, онъ занялся алхиміей, мечталъ о дѣланіи золота,
элексирѣ вѣчной жизни, словомъ, обо всѣхъ мечтахъ алхи­
міи. Позднѣе онъ понялъ, что алхимія не наука, а сборникъ
суевѣрій человѣчества и занялся настоящими науками.

.

JVL Дебркщова.
(Продолженіе слѣдуетъ).

О Т Р О К Ъ
Легенда.
(Продолженіе).

НЕ ГРОЗА на Русь
Надвигалася,
И не Волга въ ней
Взволновалася,
То орда татаръ
Ополчилася,
Ополчилася
И сразилася,—
На святой Руси
Встала тучею,
Поднялась бѣдой
Неминучею.
И меня въ полонъ
Взялъ татаринъ злой,

154

ИГРУШ ЕЧКА

.

И въ глухую степь
На конѣ увезъ,
Гдѣ не мало я
Проливала слезъ;
Свою родину
Вспоминаючи,
Долю горькую
Проклинаючи.
Да пришла пора;
Въ ночку темную
Отъ татарина
Въ Русь крещеную
Полетѣла я,
На сторонушку, —
Искать прежнюю
Волю-волюшку.
Гдѣ твой дѣдушка
Мой отецъ родной
Вмѣстѣ съ бабушкой
Во землѣ сырой
Спятъ татариномъ
Злымъ убитые,
Бѣлымъ саваномъ
Не укрытые.
Затерялася
Ихъ могилушка,
И одна съ тобой
Сиротинушка.
Ой, баю, баю,
Дитя милое,
Успокойся ты
Неразумное.

Такъ будетъ слушать надъ собой
Напѣвы матери родной
Вольнолюбивое дитя,
И мать о прошломъ погрустя .
Его для доли золотой,
Съ любовью вскормитъ и вспоитъ,
А онъ какъ выростетъ большой

о тро къ

За Русь святую постоитъ,
И послѣ дневнаго труда,
Въ своей избушкѣ иногда,
Собравъ вокругъ себя дѣтей,
Счастливыхъ женъ и матерей,
Разскажетъ быль минувшихъ дней.

III.
Въ селѣ отъ Волги недалеко,
Какъ сиротинка одиноко,—
Стояла бѣдная избушка
А въ ней жила вдова-старушка,
Съ своею дочкою родной.
Во всемъ селѣ милѣй и краше
Пожалуй не было Наташи,
Цвѣткомъ взлелѣяннымъ весной
Она росла и разцвѣтала
Своею дивной красотой;
Шестнадцать лѣтъ ей миновало,
И вотъ пора любви настала,
Любви невинной и святой.

Шумитъ по бережью трава,
И солнце весело сіяетъ,
Въ окно открытое вдова
Глядитъ задумчиво, зѣваетъ,
А дочь за двери выбѣгаетъ
Скорѣй въ зеленый огородъ,
Тамъ, гдѣ подсолнечникъ ростетъ,
И макъ пунцовый разцвѣтаетъ,
Идетъ глубокою межой.
Подъ вербой отрокъ молодой
Нетерпѣливо дожидаетъ
Ее съ любовью и тоской.
И бросивъ полный счастья взоръ
Заводитъ тихій разговоръ.
И долго слушаетъ она,
Восторга чистаго полна,
Вся окруженная сіяньемъ

155

156

ИГРУШ ЕЧКА
Вкругъ торжествующаго дня.

IV.
И вотъ насталъ желанный мигъ:
Идетъ съ невѣстою женихъ
Рука съ рукой большимъ селомъ.
Ни тучки въ небѣ голубомъ,
А солнце съ ясными лучами
Полдневнымъ жаромъ обдаетъ
Веселый праздничный народъ,
Вотъ Божій храмъ горитъ огнями,
И лики строгіе святыхъ
Сквозь дымъ свѣчей на молодыхъ
Глядятъ спокойными очами,
Они же чистыми устами
Твердятъ молитву, чтобы Богъ
Ихъ жизнь устроилъ безъ тревогъ.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

V.
Князь Михаилъ съ своей дружиной
Съ охоты ѣдетъ соколиной
Н а ворономъ конѣ.
Гдѣ быстро Волга протекаетъ,
Крестами мѣдными блистаетъ
Храмъ Божій въ сторонѣ.
Кругомъ широкая равнина,
Сараи ветхіе, овины
Мелькаютъ тутъ и тамъ.
Избушки бѣдныя чернѣютъ,
И огороды зеленѣютъ
По волжскимъ берегамъ.
Рѣзвятся маленькія дѣти,

Рыбакъ бросаетъ свои сѣти,
Плывя на челнокѣ.
А съ неба льется море свѣта,

157

отро къ

Вдали пастухъ играетъ гдѣ-то
Уныло на рожкѣ.
И утомленный Михаилъ
Съ своей охотою спѣшилъ
Въ убогое селенье.
Чтобы войти подъ тихій кровъ
И въ немъ забыть свое волненье,
И бремя княжескихъ трудовъ.
Спустивъ на волю соколовъ,
Уже къ селу онъ приближался,
Вдругъ соколъ князя потерялся
Изъ глазъ, средь легкихъ облаковъ.
Завѣту вѣруя Христа,
Князь Михаилъ перекрестился
На Божій храмъ и удивился,
Что сильный соколъ вкругъ креста
Его святаго зацѣпился,
Своею цѣпью золотой,
И какъ не рвался и не бился,
Не могъ порвать онъ цѣпи той,
И у обители святой
Съ дружиной князь остановился.

С . Д р о ж ж инъ.
(Продолженіе слѣдуетъ).

ИЗЪ ДАЛЬНИХЪ ЛѢТЪ
Святыя горы.

О Ъ С Л А В Я Н СКА не больше семнадцати
Т
верстъ до Святыхъ горъ, говорили намъ,
побывайте тамъ, и именно теперь-то, ран­
ней весной тамъ и прекрасно, монастырь
посмотрите и Богу помолитесь. Мы со­
брались— беремъ съ собой Мароу Ники­
форовну и Абрама.— Абраму Святыя горы
знакомы такъ же какъ Кантеміровка,—Н и­
кифоровнѣ еще больше, она два года
жила въ селѣ Б а н н о м ъ , стоящемъ на монастырской землѣ;,
знаетъ тамъ всѣхъ и все, начиная отъ лѣсовъ до пещ еръ въ
мѣловыхъ горахъ. Сборы наши были непродолжительны, уло­
жено въ чемоданчикъ немного бѣлья, въ коляску три по­
душки. Ііоляска четверней готова, Иванъ кучеръ счастливъ,
онъ, въ щегольскомъ нарядѣ, сбирается прокатить молодецки
по Славянску, но прокатить по Славянску не всегда удается.
Тамъ послѣ дождя, по нѣкоторымъ улицамъ проѣзда нѣтъ,—
экипажи тонутъ и вязнутъ въ глубокой грязи, чтобы вы­
браться на твердое мѣсто случается припрягать воловъ.
Мы пустились въ путь послѣ обѣда. Въ Славянскѣ но-

ИЗЪ ДАЛЬНИХЪ ЛѢТЪ

159

чевали. Всю ночь шелъ проливной дождь; утро наступило
прелестное, свѣжее. Мы выѣхали рано. Дорога отъ Сдавянска до Святыхъ горъ пустынная, по сторонамъ луга, на
нихъ пасутся отары овецъ, вдали мелькаетъ рѣка, дорога
огибаетъ небольшое озерко. Степь разступалась передъ нами,
по травѣ блестѣли капли ночнаго дождя.
— Всѣ эти поля и луга, сказала Марѳа Никифоровна, когда
мы были верстахъ въ пяти отъ Святыхъ горъ, принадлежатъ
монастырю. Прежде иноки сами занимались хлѣбопашествомъ,
а теперь крестьянамъ сдаютъ. Крестьяне здѣсь бѣдные, мало­
земельные, сборы большіе—обитель и выручаетъ.
Вскорѣ дорога пошла по откосу горы, поросшей снизу
сосновымъ боромъ. Запахло смолой и лѣсными цвѣтами.
Вдали мелькнула небольшая церковь и скрылась въ де­
ревьяхъ. Чѣмъ ближе къ Донцу и его притокамъ, тѣмъ
живописнѣе природа и пошли рощи, то лучъ утренняго
солнца обольетъ васъ свѣтомъ, то вѣтка, задѣтая верхомъ
коляски, осыплетъ каплями ночнаго дождя. Въ глубинѣ лѣса
куковали кукушки, и слышались голоса разныхъ птицъ.
Хотѣлось только слушать и дышать. Мѣстами попадались
мѣловыя горы. Когда дорога свернула направо, открылись
лѣса, бѣлыя стѣны монастыря, колокольни, храмы точно спу­
стившіеся съ горъ къ рѣкѣ. Утреннее солнце освѣщало
дворы обители, длинные ряды келій, кровли храмовъ, раины,
каштаны и величавыя мѣловыя горы.
— Что здѣсь птицы, что звѣрья! говорилъ Абрамъ, радуясь
на лѣсъ, и крестясь какъ только показывался храмъ или
часовня. Мы тихо подъѣхали къ гостинницѣ. Инокъ от­
крылъ намъ чистыя комнаты, съ довольно опрятными посте­
лями; пока готовили чай и устроивались въ двухъ отведен­
ныхъ намъ комнатахъ, мы вышли на низенькое крылечко
обнесенное перилами и сѣли на стоявшія тамъ скамейки;
передъ нами открывался весь дворъ. Зданіе гостинницы
окружаетъ его правильнымъ четыреугольникомъ. По двору
ходили богомольцы. Тутъ были представители Украины и

160

ИГРУШ ЕЧКА

Новороссіи, греки изъ Крыма, русскіе, малороссы, болгары,
казаки съ Дона. Большинство богомольцевъ приходятъ пѣш­
комъ. Какъ только наступитъ весна— такъ они и поднимаются
съ мѣстъ и идутъ партіями, не смотря ни на что, ни даже
на ростепель— по колѣни въ водѣ. По пути въ селеньяхъ бо­
гомольцевъ даромъ кормятъ и поятъ.
В ъ Святыхъ горахъ обитель кормитъ богомольцевъ на
свой счетъ. Имъ дается разъ въ день кулишъ, гци постныя,
каш а съ коноплянымъ масломъ, хлѣбъ и квасъ. А если кто
захочетъ что нибудь сверхъ этого, то можетъ купить въ го­
стинницѣ или у торговокъ, которыя рядами сидятъ во дворѣ
съ разными товарами.
Трапезная для богомольцевъ отдѣльная; также и квасная.
Выстроена и обширная чайная. Обитель даетъ посуду и ки­
пятокъ, а за чай и сахаръ платятъ.
Все это разсказалъ намъ монастырскій служка, который
принесъ самоваръ, сливки и бѣлые хлѣбы.
Напившись чаю, мы пошли къ Донцу. Что это было за
прелестное утро! что за роскошныя картины окружали насъ!
что за ароматъ весеннихъ полей! Вѣтки, опушенныя первой
зеленью, клонились къ водѣ; въ нихъ шуршили и перекли­
кались какія-то пташки.
Донецъ едва струился, ему какъ будто жаль было остав­
лять тихіе берега — поросшіе голубкми барвинками, тюль­
панами, южной фіалкой и розовыми кустами райскаго дерева;
на береговой песокъ выбѣгали кулички и остановясь у воды,
точно смотрѣлись въ нее.
Мѣловыя горы общей массой поднимаются снизу вверхъ
и тамъ дѣлятся на конусообразныя формы, отдѣленныя
другъ отъ друга синеватою тѣныо. Н а нихъ темными точ­
ками виднѣются входы въ подземныя кельи. Все это охва­
чено дубовымъ лѣсомъ, на которомъ еще рѣзче выдѣляется
мѣловой грунтъ скалъ. Н а этихъ скалахъ раскидывается плат­
форма, а на ней церковь святаго Н иколая съ колокольнями
и куполами. Сверху внизъ, прямо къ монастырю, зигзагомъ

ИЗЪ ДАЛЬНИХЪ ЛѢТЪ

161

спускается галлерея, то выбѣгая изъ-за деревьевъ, то пря­
чась въ лѣсной чащи.
Сама обитель, съ своими бѣлыми стѣнами, красивыми
домами, съ монументальными колоннами Успенскаго собора
подходитъ къ Донцу. Надъ этимъ въ высотѣ сіяетъ золо­
той крестъ. Налѣво идутъ стѣны гостинницы, а еще лѣ­
вѣе, верстахъ въ трехъ отъ обители, пріютилась въ зе­
лени вилла Потемкиныхъ.
Донецъ пониже дѣлится рукавами и образуетъ острова,
сплошь поросшіе соснами, дубами, березами, сквозь кото­
рыя виднѣются соломенныя крыши ближнихъ селеній и лиловатый дымъ вьющійся изъ трубъ.
При монастырѣ устроена для богомольцевъ больница, она
содержится отлично на счетъ обители.— Въ семи верстахъ,
также на счетъ монастыря, устроена школа на пятьдесятъ
мальчиковъ. Учатъ дѣтей старые монахи. Вообще монастырь
старается быть полезнымъ окрестному населенію, за сдѣлан­
ныя пособія крестьяне отработываютъ.
Громадный соборъ обители, не смотря на свою мас­
сивность, имѣетъ видъ чрезвычайно легкій. Строилъ этотъ
соборъ простой крестьянинъ подрядчикъ, безъ помощи
ученаго архитектора, и говорятъ, почти изъ однаго усер­
дія. Соразмѣрность и красота линій поразительны.
Осмотрѣвши обитель и походивши по берегамъ Донца,
мы возвратились въ гостинницу, — отдохнули и, послѣ ран­
няго монастырскаго обѣда, отправились, съ проводникомъ
монахомъ на пасѣку и другія хозяйственныя заведенія Свя­
тогорской обители.
До пасѣки было недалеко. Черезъ часъ ходьбы мы были
тамъ. Пасѣка расположена на невысокой, цвѣтущей горѣ,
обнесенной заборомъ. За заборомъ стоитъ деревенская
хата на двѣ горницы, среди рощи яблонь, сливъ, грушъ,
вишни, черешни, абрикосовъ и множества цвѣтовъ, между
которыми помѣщается пропасть колодокъ пчелъ, каждая ко­
лодка обтянута обручами и накрыта глиняной чашкой отъ
\

162

ИГРУШЕЧКА

дождя.—Кругомъ пахло весенними цвѣтами; тишина, миръ
нарушались только жужжаньемъ пчелъ.
Въ хатѣ живетъ старый монахъ пасѣчникъ съ двумя
помощниками. Онъ радушно показывалъ намъ все заведеніе,
говорилъ что у обители имѣется еще другая пасѣка, и они
получаютъ до 150 пудовъ меда.
— У насъ на пасѣкѣ, продолжалъ старецъ, благодать,—
что за воздухъ! что за красота! роща-то вся фруктовая. Пчелѣ
приволье. А ночью! соловьи заливаются поютъ, и пчела лю­
битъ соловьиную пѣсню. Они здѣсь и гнѣзда вьютъ.
Пониже фруктовыхъ деревьевъ, дубовый лѣсъ спускается
къ кельямъ схимниковъ. Мѣстами сквозь деревья сверкаетъ
Донецъ и вѣетъ отъ него слегка прохладой.
Отъ пасѣки, восхитительная дорога идетъ по скату, среди
зелени роскошнаго орѣшника и райскаго дерева и исчезаетъ
въ вишнякѣ, такомъ густомъ, что вѣтки хлещутъ вамъ по
лицу. Запахъ ландышей и фіалокъ и безчисленные голоса
птицъ переполняютъ воздухъ,— такъ и хочется тутъ отдох­
нуть отъ всего. Сквозь зелень, чуть-чуть виднѣются легкія
очертанія золоченой главы скитской церкви; гдѣ-то журчитъ
ручей. Просѣка ведетъ къ Донцу. Донецъ течетъ какъ въ
полуснѣ, скользнетъ по поверхности рыбка, всколыхнетъ
дремлющую воду и бултыхъ на дно. Въ прибрежномъ тро­
стникѣ квакаютъ лягушки,—порой выпорхнетъ утка дикая.
Тамъ лодочка плыветъ по рѣкѣ, тутъ рыбакъ закидываетъ
удочку. Все дышетъ счастьемъ жизни—все дышетъ миромъ
души.
Въ чемъ бы ни находила душа миръ и счастіе—лишь бы
нашла, если это соотвѣтствуетъ требованію и пускай. Въ
дурномъ счастья не найдешь.
Когда мы шли этой волшебной дорогой, сквозь пуши­
стую, юную, еще золотистую зелень й бѣлый цвѣтъ райскаго
дерева сквозили темные сучья и все было проникнуто теп­
ловатыми тѣнями, пахнетъ вѣтерокъ и осыплетъ бѣлыми
листочками.

ИЗЪ ДАЛЬНИХЪ ЛѢТЪ

163

Намъ предложили посмотрѣть пещерную церковь, устроен­
ную во имя святыхъ Антонія и Ѳеодосія.
Въ этой церкви, говорилъ намъ нашъ проводникъ, слу­
женіе совершалось еще издревле, но никто не зналъ объ
этомъ. Когда обновилась наша обитель, продолжалъ онъ,
то къ намъ помѣстился столѣтній старецъ, который въ дѣт­
ствѣ своемъ бывалъ еще въ прежнемъ монастырѣ, и открылъ
древнюю церковь.
Вотъ какъ оно случилось:
Старецъ этотъ еще ребенкомъ, однажды, пася стада сво­
его отца, случайно набрелъ на слуховое окно въ горѣ. Объ
этомъ открытіи онъ сказалъ инокамъ, но ему не повѣрили,
несмотря на то, что онъ указывалъ имъ на горѣ, неболь­
шое отверстіе и говорилъ, что это отверстіе и есть
слуховое окно подземнаго храма. Преосвященный Инокентій приказалъ разрыть гору въ указанномъ мѣстѣ, — ра­
скопали и вошли въ алтарную часть подземелья. Тамъ
увидали жертвенникъ и престолъ. Затѣмъ очистили весь
храмъ, входы и выходы; по сторонамъ храма увидали
пещерки, гдѣ 400 лѣтъ тому назадъ жили иноки. Сырой
мрачный воздухъ подземелья стѣсняетъ дыханье. Лики
иконъ, освѣщенные трепетными огоньками лампадокъ, смо­
трятъ сурово. Такъ и тянетъ оттуда на чистый воздухъ.
Мѣловыя горы прорѣзаны подземными ходами, идущими
сверху внизъ. Надъ входными отверстіями колышатся дубовыя
вѣтки. Входятъ въ горы со свѣчами, идутъ тихо другъ за дру­
гомъ, такъ тамъ тѣсно. Дороги разбѣгаются въ разныя
стороны. Тонкіе слои кремня прорѣзываютъ и скрѣпляютъ
мѣловую породу. Н а стѣнахъ видны надписи, сдѣланныя по­
сѣтителями. Одна дверь ведетъ въ пещеру, гдѣ спасался
знаменитый затворникъ Іоаннъ. Въ стѣнѣ его кельи выруб­
ленъ крестъ и лежатъ тяжелыя вериги. Выйдешь изъ под­
земелья вздохнешь полной грудью живой воздухъ, и еще
глубже трогаютъ душу красоты Божьяго міра.
Вотъ синѣютъ горы, а тамъ въ лѣсу пріютилось село,

164

ИГРУШ ЕЧКА

ниже—изумрудный лугъ, стада, по Донцу ползутъ лѣсные
плоты и смотрится въ него обитель. Солнце грѣетъ жарко,
горный вѣтеръ освѣжаетъ, кругомъ льется смолистый за­
пахъ.— Хорошо!
І о а н н ъ - З а т в о р н и к ъ семнадцать лѣтъ прожилъ въ пе­
щерѣ. Это былъ человѣкъ съ сильнымъ характеромъ. Онъ
родился въ 1795 году въ Курскѣ, въ дѣтствѣ своемъ онъ
часто слыхалъ разсказы о жизни разныхъ затворниковъ, а
такъ какъ юные всегда ищутъ подвиговъ, то однихъ это
ведетъ въ битвы, другихъ въ опасныя экспедиціи— его по­
вело въ святогорскія мѣловыя скалы. И в а н ъ К р ю к о в ъ
(такъ его звали въ свѣтской жизни) съ восьми лѣтъ думалъ о
монастырѣ и сталъ просить отца отдать его въ школу,
отецъ его отколотилъ и тѣмъ все кончилось. Нужда тѣснила
семейство, думать о школѣ было нечего. Мальчика помѣ­
стили на семь лѣтъ въ ученье къ мастеру, работавшему из­
разцы — человѣку жестокому, безсердечному. Онъ долженъ
былъ дѣлать изразцы для печей, расписывать ихъ, муровать
и выжигать. В ъ первый же день ребенку дали работу, не
объяснивши какъ ее сдѣлать. Конечно онъ спуталъ, за это
хозяинъ ударилъ его ногой такъ, что онъ упалъ замертво и
едва оправился. Въ другой разъ онъ ударилъ его изразцемъ
въ грудь— упалъ ребенокъ безъ чувствъ, обливаясь кровью,
и только къ вечеру его возвратили къ жизни. Тихій, кроткій
мальчикъ часто проводилъ ночи, глядя въ темноту, гдѣ ему
чудились лики святыхъ, ангела и Спаситель, которые утѣ­
шали избитаго, измученнаго ребенка, и онъ радостно пла­
калъ, забывая свои страданья.
Одичавшій отъ побоевъ, мрачный и нелюдимый Иванъ,
недождавши до срока трехъ лѣтъ, перешелъ къ хозяинупрасолу— прикащикомъ. По требованію родителей онъ же­
нился и сдѣлался извѣстенъ, какъ искусный лѣпщикъ. Н а­
конецъ открылъ онъ свое изразцевое заведеніе и два
постоялые двора. Такъ продолжалось около десяти лѣтъ,
до смерти его отца и жены. Когда же мать его пересели-

ИЗЪ ДАЛЬНИХЪ ЛѢТЪ

165

лась на житье къ дочерямъ, и онъ остался одинокимъ, то
отправился въ одинъ пустынный монастырь. Пустынность
обители, захолустье напомнили ему мечты его дѣтства; лю­
бовь къ трудовой жизни иноковъ, жизнь созерцательная,
чуждая корыстныхъ заботъ, снова вспыхнула въ его сердцѣ,
и онъ поступилъ въ монастырь; мало того, самъ себѣ сдѣ­
лалъ желѣзныя вериги, надѣлъ на себя и не снималъ всю
жизнь. Окончивши свои мірскія дѣла, онъ отправился въ
Глинскую пустынь, заслоненную ото всего міра дремучимъ
лѣсомъ; тамъ и складывалъ печи. Сорока двухъ лѣтъ онъ вы­
учился грамотѣ и сдѣланъ былъ экономомъ Глинской пустыни.
Когда же была открыта обитель Овятогорская, Іоаннъ пе­
решелъ въ Святыя горы—также экономомъ. Тутъ явилась сила
его характера вполнѣ. Н е предупредивъ, онъ распорядился
отсѣчь часть мѣловой горы подъ гостинницу. Противъ него
возстали, но онъ настоялъ на своемъ—гора была отсѣчена.
Кромѣ того Іоаннъ велъ борьбу съ управителемъ Потемки­
ныхъ за ограбленныхъ имъ крестьянъ и отсѣкалъ горы.
Смирять перестали— онъ держался такъ настоятельно, что на
него махнули рукой и наложили на него мантію. Затѣмъ Іоаннъ
роется въ землѣ какъ кротъ, находитъ старые подземные
храмы, высѣкаетъ самъ изъ камней престолы—и сталъ ихъ очи­
щать. Одна келья ему такъ полюбилась, что онъ часто уеди­
нялся туда отдыхать, сдѣлалъ въ ней деревянный пристѣнокъ
и дверь и сталъ проситься въ затворъ, послѣ тщетныхъ уго­
воровъ— ему разрѣшили затвориться. Ввели въ мѣловую пе­
щеру—и заперли на замокъ. Въ двери продѣлали оконцо,
куда ему подавами пищу и питье.
Плохо зная грамотѣ, неученый крестьянинъ, онъ не да­
валъ поученій приходившимъ къ нему. Это вызывало обид­
ное обращеніе съ нимъ. „Н е могу выразить, говорилъ онъ,,
но ученому того, что чувствую здѣсь въ сердцѣ".
Впослѣдствіи онъ ослѣпъ. Такъ прошло семнадцать лѣтъ.
Въ 1867 году онъ началъ таять, безпрестанно молился, мало
употреблялъ пищи, наконецъ слегъ въ гробъ служившій ему

166

ИГРУШЕЧКА

постелью и въ августѣ окончилъ жизнь, не измѣнивъ своему
затвору.
И это не характеръ? сказалъ о немъ въ своихъ очер­
кахъ Святыхъ горъ Немировичъ-Данченко.
Рядомъ съ Іоанномъ затворникомъ, онъ ставитъ святогроскаго монаха отца Антонія, котораго называетъ святогор­
скимъ Эдиссономъ.
Разными путями и къ разнымъ цѣлямъ шли оба эти
чоловѣка равно сильные, твердые, непреклонные.
Д. Д ассецъ.
(Продолженіе слѣдуетъ).

ГАЗЕТА A. ГАТЦУКА
П О Л И Т И К О -Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я , Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н А Я И Р Е М Е С Л Е Н Н А Я
И ЛЛЮ СТРИ РО ВА Н Н О Е ЕЖ ЕН Е Д Ѣ Л ЬН О Е

И З Д А Н ІЕ .

БУДЕТЪ ВЫХОДИТЬ БЕЗЪ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЦЕНЗУРЫ
ВЪ ОБЪЕМ Ъ 2 -Х Ъ , 3 -Х Ъ ЛИСТОВЪ ВЪ НЕДЪЛЮ ; ВЪ ВАЖНЫХЪ Ж Е СЛУЧАЯХЪ, ВМЪСТО ОДНОГО, ПО ДВА РАЗА
ВЪ НЕДЪЛЮ .
Сообщаетъ подробно политическія и общественныя новости, распоряженія правительства, новости торговыя и биржевыя, изобрѣ­
тенія и открытія въ сжатомъ удобномъ для чтенія видѣ.—Для легкаго чтенія помѣщаются повѣсти и разсказы, преимущественно исто­
рическіе, и стихотворенія.
Кролѣ того въ „Газетѣ А. Гатцука“ помѣщаются статьи научнаго содержанія, имѣющія общій интересъ и изложенныя въ обще­
доступной формѣ, а также Критика, Библіографія и МОДЫ съ ри сун кам и .—Въ теченіе года Газета даетъ въ текстѣ до 400 художе­
ственно исполненныхъ рисунковъ.
Въ газетѣ участвуютъ извѣстнѣйшіе наши литераторы, ученые н художники. (Ѳ. И. Буслаевъ, Д. И. Иловайскій, Н. И. Костома­
ровъ, H. С. Лѣсковъ, Д. Л. Мордовцевъ, А. Н. Плещеевъ и др.).
Въ началѣ года будетъ печататься въ Газетѣ святочный разсказъ г. Лѣскова „Страшная ночь въ Инженерномъ Замкѣ" н переводъ
только что появившихся въ свѣтъ „Записокъ гр. Каліостро".
Годовые подписчики на 1882 годъ получатъ въ началѣ года ОлеограФичскій портретъ Государя Императора АЛЕ­
КСАНДРА III, въ концѣ же года Крестовый календарь на 1888 г. на лучшей бумагѣ и 3-й выпускъ иллюстрированныхъ драмъ
Шекспира.
Подписная цѣна: безъ перес. на годъ 4 руб.; съ нересы ы лкою -ж е на годъ — 5 руб., на */> г- (съ Янв. и Іюля) 2 р. 75 к.
на 1 мѣс. 75 к.
Въ Петербургѣ и друг. городахъ подписка принимается во всѣхъ лучшихъ книжныхъ магазинахъ.
Адресъ конторы Редакціи: М осква, Никитскій бульваръ, д. Гатцука; отдѣленіе ея—Кузнецкій мостъ, д. Торлецкаго.
Р е д а к т о р ъ А. А. ГАТЦУКЪ.

иллюстрированныйеженедельныйжурнал

„ИГРУШЕЧКА".
ДЛЯ ДѢТЕЙ ОТРОЧЕСКАГО ВОЗРАСТА.
Г о д ъ

Из

д а

н

і я

Т

р

е

т

і й

.

Одобренъ Министерствомъ Народнаго просвѣщенія для ученическихъ библіотекъ,
для мужскихъ и женскихъ гимназій и прогимназій, реальныхъ и городскихъ учи­
лищъ, и также одобренъ Ученымъ при Святѣйшемъ Синодѣ Комитетомъ для
чтенія воспитанниковъ духовныхъ училищъ, библіотекъ, а также воспитанницъ
женскихъ епархіальныхъ училищъ.
Въ 1882 году журналъ „ИГРУШЕЧКА11 будетъ издаваться еженедѣльно отъ
1*/а ДО 27» печатныхъ листовъ, съ рисунками въ текстѣ и силуэтами Е. М. Бемъ.
Въ февралѣ 1882 г. выйдетъ въ „ИГРУШЕЧКѢ" повѣсть графа Е. Салліаса—
Са мова ръ, и въ продолженіи всего года будутъ помѣщаться статьи, соотвѣт­
ственно отроческому возрасту, еще небывшія въ печати „ИЗЪ ДАЛЬНИХЪ ЛѢТЪ".
ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ: въ С.-Петербургѣ: въ конторѣ редакціи журнала
„ИГРУШЕЧКА", Малая Подьяческая, д. 4, кв. 16; въ „Современномъ книжномъ
магазинѣ", Пушкинская ул., д. 4, гдѣ находится отдѣлені е конторы журнала
„ИГРУШЕЧКА", въ книжныхъ магазинахъ „Новаго Времени" и Н. Г. Мар­
тынова. Гг. иногороднихъ просятъ обращаться ис к лючит е льно въ контору
редакціи.
' '
.
ПОДПИСНАЯ ЦѢНА: съ доставкой и пересылкой: на годъ 6 руб., на полгода
3 руб. 50 к., на 3 мѣсяца 2 р. Безъ доставки: на годъ 5 руб., на полгода 3 руб.

Редакторъ-издательница Т. П а с с е к ъ .

Редакторъ-издательница Т. ПАССЕКЪ.
Д о з в о л е н о ц е н з у р о ю . С . - П е т е р б у р г ъ , 7 Февраля 1882 г.
Т и п о г р а ф і я А. С . С у в о р и н а . Э р т е л е в ъ пер ., д. № 1 1 —2.