Игрушечка 1882 №05 [журнал «Игрушечка»] (pdf) читать постранично, страница - 3

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

вполнѣ освоился съ нимъ. Я выбиралъ лучшія мѣста
изъ древнихъ нѣмецкихъ книгъ и на заглавномъ листкѣ
тетради написалъ: „Голоса предковъ". Я въ то время
писалъ даже пѣсни въ этомъ родѣ. Н о когда повѣряя
себя, спрашивалъ гдѣ мое сердце, всегда находилъ его
въ Римѣ и Греціи. Тамъ было мое отечество. Тамъ были
мои боги. Римъ и Греція— то были первыя торжественныя
чувства дѣтской души моей. Смерть Ѳемистокла, жизнь
Аристида— то были мои сны. Все, что я находилъ на землѣ
великаго и добраго, являлось мнѣ въ этихъ образахъ: человѣче­
ство, отечество, гражданство— тройная святыня моей жизни".
Съ годами и большимъ запасомъ знанія, Фейхтерслебенъ
нѣсколько измѣнилъ характеръ поклоненія своего и самый
кругъ героевъ его сильно расширился. Онъ восхищался уже
не военными подвигами героевъ, а тѣми великими подви­
гами, которые приносили людямъ знаніе, ученіе о мирѣ,
о братской любви и союзѣ всѣхъ людей. Призваніе завое­
вателя теперь пугало его, напоминая о пролитой рѣками

ДѢТСТВО И ЖИЗНЬ ПОЭТА

151

крови, о тысячахъ жертвъ. Его идеалы—Лютеръ, который
освобождаетъ народъ отъ католицизма, запрещавшаго да­
вать библію народу, переводитъ библію для него и спа­
саетъ его отъ притѣсненій папъ и кардиналовъ; императоръ
австрійскій Іосифъ II, который хочетъ освободить крѣпо­
стныхъ и могъ только сильно ограничить произволъ помѣ­
щиковъ, который какъ Маркъ Аврелій считаетъ поте­
ряннымъ тотъ день, когда не уничтожилъ какое нибудь
зло, не сдѣлалъ добра; Питтъ, англійскій министръ, который
даетъ народу дешевый хлѣбъ; Сидней, англійскій герой
X V II столѣтія, вводитъ въ Англіи справедливый и равнодоступ­
ный всѣмъ судъ и распространяетъ на бѣдныхъ и незнат­
ныхъ нѣкоторыя привиллегіи знатныхъ и богатыхъ; Еолумбъ,
открывшій новый міръ; великіе ученые и мученики науки—
вотъ кто были теперь любимые герои юноши Фейхтерслебена. Онъ вспоминаетъ объ этомъ переворотѣ идей своихъ
въ такихъ словахъ: „Я въ особенности полюбилъ иные
отдѣлы всемірной исторіи, подолгу останавливался на нихъ
и любилъ пересказывать ихъ себѣ по своему: Еолумбъ,
реформація, Лютеръ, борьба сѣверо-американскихъ колоній
за освобожденіе, реформы въ Австріи Іосифа II; Сидней—
вотъ о чемъ я разсказывалъ себѣ. О Наполеонѣ и древнемъ
мірѣ я позабылъ и думать".
Герои новой исторіи стали ближе Фейхтерслебену. Они
жили при условіяхъ болѣе сходныхъ съ тѣми, при которыхъ
онъ готовился жить. Думая о жизни, ожидавшей его по
выходѣ изъ училища, юноша не мечталъ ни о богатствѣ,
ни о блестящемъ положеніи въ обществѣ. Честолюбіе его
было крупнѣе и выше. Онъ хотѣлъ служить великой тр іад ѣ ,
такъ онъ называлъ: отечество, согражданъ, человѣчество. Но
какъ служить? въ шестнадцать лѣтъ онъ еще не зналъ этого
.опредѣленно, и только составлялъ „ Е а л е н д а р ь ч ел о в ѣ ч е ­
ств а", т. е. записывалъ на каждый день года то, что слу­
чилось въ этотъ день достопамятнаго для человѣчества въ
какомъ бы то ни было вѣкѣ и странѣ, или что ему каза-

152

ИГРУШ ЕЧКА

лось достопамятнымъ. Онъ готовился всѣми силами служить
своей т р іа д ѣ . Въ дѣтствѣ и юности готовиться—значитъ
стараться быть человѣчнымъ и учиться. Въ первомъ отно­
шеніи онъ— тихій и суровый мальчикъ— съумѣлъ заслужить
любовь окружающихъ людей, стоявшихъ ниже его по обще­
ственному положенію. Нѣмецкое дворянство отличается
вообще высокомѣріемъ, особенно въ сношеніяхъ съ низ­
шими классами. Эрнстъ всегда относился ко всѣмъ съ
равнымъ уваженіемъ. Онъ вынесъ изъ деревни уваженіе къ
старикамъ, сильное въ народѣ, который чтитъ въ нихъ
опытъ трудовой жизни. Въ простой деревенской жизни онъ
не видѣлъ рѣзкаго различія сословій. Онъ говоритъ въ
дневникѣ своемъ: „Всѣ слуги и люди низшаго званія были
добры ко мнѣ. К огда я былъ мальчикомъ, я уважалъ ихъ?
потому что они старше меня; когда я былъ юношей, потому
что видѣлъ въ нихъ людей, которые несчастны по своему
удѣлу въ жизни".
Фейхтерслебенъ, не довольствуясь усиленными занятіями
по исторіи, занимался, и естественными науками. Природа,
которую онъ такъ любилъ, влекла его, и онъ хотѣлъ узнать
жизнь ея. Лѣтъ 13— 14, начитавшись въ исторіи объ алхи­
микахъ, онъ занялся алхиміей, мечталъ о дѣланіи золота,
элексирѣ вѣчной жизни, словомъ, обо всѣхъ мечтахъ алхи­
міи. Позднѣе онъ понялъ, что алхимія не наука, а сборникъ
суевѣрій человѣчества и занялся настоящими науками.

.

JVL Дебркщова.
(Продолженіе слѣдуетъ).

О Т Р О К Ъ
Легенда.
(Продолженіе).

НЕ ГРОЗА на Русь
Надвигалася,
И не Волга въ ней
Взволновалася,
То орда татаръ
Ополчилася,
Ополчилася
И сразилася,—
На святой Руси
Встала тучею,
Поднялась бѣдой
Неминучею.
И меня въ полонъ
Взялъ татаринъ злой,

154

ИГРУШ ЕЧКА

.

И въ глухую степь
На конѣ увезъ,
Гдѣ не мало я
Проливала слезъ;
Свою родину
Вспоминаючи,
Долю