Игрушечка 1882 №30 [журнал «Игрушечка»] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Годъ

ТРЕТІЙ.

АВГУСТЪ 8 1882

30


ИГРУШЕЧКА
Журналъ для дѣтей

Цѣна на годъ съ дост. . . .
безъ дост. . .
Н а полгода...................
Н а три мѣсяца.............
Редакція: Малая Подьяческая,

6
5
3
2
д.

р.
»
»
»
4,

— к.
— »
50 »
— »
кв. 16.

СОДЕРЖАНІЕ: I. Колизей. (Изъ воспоминаній о пу­
тешествіи по Италіи). Е. Бороздиной. — И. Римъ.
(Стих.). Баратынскаго.—III. Коралловый островъ на
Тихомъ океанѣ. А. С—вой.

КО Л И З Е Й .
(Изъ воспоминаній о путешествіи по Италіи).

И
Н ОДИНЪ древній памятникъ не поражаетъ такъ
путешественника, какъ развалины римскаго Колизея.
Громадность, великолѣпіе и изящество этихъ раз­
валинъ ясно говорятъ о той высокой степени зодчества и
художественности, на которой стояла Римская имперія того
времени. Римляне по справедливости гордились своимъ Коли­
зеемъ; они называли его вѣчнымъ и говорили: „Пока ^цѣлъ

828

ИГРУШЕЧКА

Колизей, будетъ цѣлъ и Римъ, упадетъ Колизей, упадетъ и
Римъ, и съ Римомъ разрушится и весь міръ". Но Римъ
древній погибъ, а Колизей стоитъ полуразрушенный, какъ
привидѣніе. Волны семнадцати столѣтій со всѣми бурями,
бѣдствіями и страстями прокатились надъ нимъ и все-таки
не смогли окончательно разрушить исполинскія развалины.
Онѣ стоятъ и свидѣтельствуютъ намъ о всѣхъ событіяхъ, о
всѣхъ различныхъ измѣненіяхъ, какія вынесло человѣческое
общество въ продолженіи 17-ти вѣковъ. Взоръ едва можетъ
обнять эти колоссальныя развалины, арки которыхъ, кажется,
подпираютъ самыя облака. Кто разъ видѣлъ Колизей, тотъ
никогда не забудетъ его. А кто опишетъ тѣ чувства, съ ко­
торыми путешественникъ вступаетъ подъ эти величествен­
ныя развалины! Передъ нами оживаетъ вся Римская имперія
во всемъ своемъ величіи, воскресаютъ кровавыя сцены, ко­
торыя совершались на его аренѣ, встаютъ тѣни тѣхъ му­
чениковъ, первыхъ христіанъ, которые съ такою вѣрою,
энергіей и твердостью принимали мученическую смерть за
Христа и своею кровью пролагали путь великой христіан­
ской религіи.
Колизей былъ начатъ императоромъ Флавіемъ Веспасіаномъ по возвращеніи его изъ іудейскаго похода, и гово­
рятъ, что сооружали его плѣнные іудеи, приведенные Веспасіаномъ въ Римъ. Тріумфальный въѣздъ Веспасіана въ
Римъ совершался самымъ торжественнымъ образомъ. Шествіе
начиналось отъ Марсова поля и чрезъ весь городъ и тріум­
фальныя ворота проходило въ Капитолій. Всѣ улицы, по
которымъ проѣзжалъ побѣдитель, были усыпаны цвѣтами, а
на жертвенникахъ курились благоуханія. Впереди процессіи
шли музыканты и пѣвчіе, игравшіе хвалебныя пѣсни въ
честь побѣдителя. За ними вели быковъ съ позолоченными
рогами и головами, украшенными вѣнками и разноцвѣтными
перевязями, назначенными для жертвоприношеній. Потомъ
на колесницахъ везли отнятую у непріятеля добычу: статуи,
вазы, порталы, оружіе, золото, серебро, мѣдь, золотые вѣнки

ВНУТРЕННОСТЬ КОЛИЗЕЯ.

880

ИГРУШЕЧКА

и другіе подарки, присланные союзниками или данниками
Рима, и съ ними вмѣстѣ несли доски, на которыхъ были
написаны имена взятыхъ городовъ и побѣжденныхъ наро­
довъ. Наконецъ, шли іудейскіе полководцы, закованные въ
цѣпи, съ своими дѣтьми, женами и приближенными, далѣе
тріумфальная колесница Веспасіана, окруженная остальными
плѣнными іудеями. Эти послѣдніе были потомъ раздѣлены
на классы: женщины и дѣти проданы за дешевую цѣну въ
рабство, часть мужчинъ отослана на работы въ Египетъ, но
большая часть оставлена для сооруженія Колизея—говорятъ,
ихъ было до 30,000 человѣкъ. Колизей былъ построенъ въ
самомъ центрѣ стараго Рима, между Палатинскимъ и Эквилинскимъ холмами, подлѣ прудовъ въ садахъ Нерона. Онъ
былъ построенъ изъ цѣльныхъ глыбъ травертинскаго камня,
скрѣпленныхъ между собою желѣзными скобами. Впрочемъ,
матеріаломъ для его постройки отчасти послужилъ и разва­
лившійся дворецъ Нерона. Для верхнихъ частей Колизея
взяты капители и мраморные карнизы самой изящной ра­
боты изъ дворца, равно какъ и желѣзныя скобы. Кромѣ
того, безчисленное множество кусковъ травертинскаго мра­
мора и столбовъ, украшавшихъ Колизей, были взяты оттуда
же. Форма амфитеатра была эллиптическая въ 1,763 фута
въ окружности, 564 фута въ длину и 467 футовъ въ ши- ;
рину. Это громадное зданіе утверждалось на 180 огромныхъ
сводахъ; наружныя стѣны его были обложены мраморомъ и
украшены статуями. Шестьдесятъ одинъ входъ вели въ Ко­
лизей; входы и выходы были устроены такъ искусно, что
каждый, къ какому бы классу зрителей онъ ни принадлежалъ,
могъ занимать и покидать свое мѣсто, не производя ни ма­
лѣйшаго безпорядка. Внутренняя часть амфитеатра или арена
занимала пространство въ 281 ф. длины и въ 178 ф. ши­
рины, и имѣла тоже форму продолговатаго круга. Посреди
ея стояла статуя Юпитера, она составляла сцену. Статуя
эта была сдѣлана по приказанію Нерона знаменитымъ въ то
время скульпторомъ Зенодоромъ