Из озера взметнулись молнии [Милисав Антониевич-Дримколский] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Милисав Антониевич-Дримколский ИЗ ОЗЕРА ВЗМЕТНУЛИСЬ МОЛНИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В своем творчестве современный югославский прозаик Милисав Антониевич-Дримколский неразрывно связан с родным краем. Уже более тридцати лет создает он, по выражению критики, «рапсодию отчизны». А родина его — Дримкол, так называется долина, которую пересекает река Черный Дрим, берущая свое начало из знаменитого Охридского озера в Македонии. Название родного края Милисав Антониевич включил в свое писательское имя — Дримколский, а первый роман назвал «Огни с Дримкола» (1959).

Образование М. Антониевич-Дримколский получил в Белграде и после возвращения в Дримкол преподавал в школе. В годы войны и фашистской оккупации он активный участник движения Сопротивления, подпольщик, партизан. В 1943 году был схвачен итальянскими карабинерами и заточен в тюрьму в городке Струга близ Охридского озера, потом отправлен в концлагерь «Порто-Романо» в Албании и, наконец, в политическую тюрьму «Бург политик» в Тиране. После капитуляции фашистской Италии в сентябре 1943 года М. Антониевич был освобожден и снова включился в народно-освободительное движение, работал секретарем общинного комитета КПЮ и секретарем райкома партии в Дримколе.

После войны Антониевич стал журналистом, сотрудничал в газете «Борба», редактировал журналы «Родитель», «Дом и школа». Широкую известность получили его романы «Межа смерти» (1958) и «Гнев» (1963).

Предлагаемая советским читателям повесть М. Антониевича-Дримколского «Из озера взметнулись молнии» (1979) принадлежит к числу тех произведений югославской литературы, в которых получила отражение тема трудового подвига народа. Писатель повествует о коренных, революционных преобразованиях в социалистической Югославии в первые послевоенные годы, когда материальные трудности были неизмеримо велики, но их было легче преодолевать, чем сложности и противоречия в сознании людей, отягощенном отжившими традициями, классовыми предрассудками, частнособственническими инстинктами. Нравственный смысл повести как раз и состоит в том, что она утверждает идеал новой жизни, раскрывает суть социалистических преобразований в материальной и духовной сфере

Метафора в названии повести обусловлена действительными событиями, происходившими на югославской земле после изгнания фашистских оккупантов. Автор рассказывает об одной из первых крупных строек — сооружении плотины и гидроэлектростанции в Маврово. Это было нелегкое время. Строили вручную, лопатами и кирками, машин не было. Главный герой повести Мартин Крстаничин, во время войны партизанивший в этих краях, прибыл сюда директором строительства. Он ясно понимает свою цель, свою задачу и не колеблется в выборе жизненного пути — служить людям, бороться за людей. Он больше, чем кто-либо, понимает, что плотина, гидроэлектростанция, водохранилище преобразят не только природу этого горного края, но и весь образ жизни сел и городишек веками нищенствовавшей Западной Македонии, посылавшей своих сыновей в дальние страны на заработки.

Мартин Крстаничин — незаурядная личность, в нем есть самоотречение и одержимость, он подчинил свою жизнь одной цели. И в жизни Крстаничина, которая от начала до конца есть трудовое кипение, не остается места для личных интересов. Хоть и сетует он, что одинок, что несчастлив, но настоящее счастье приходит к нему в труде, в преодолении трудностей, в борьбе с бюрократической волокитой и чиновничьим равнодушием. Его мысль предельно ясна: «Только труд-творец всего прекрасного и великого. Кровью полили мы свою землю, теперь надо обильно оросить ее рабочим потом».

Напряженность конфликтных ситуаций, драматизм человеческих судеб, событийная основа повести сами по себе интересны, но главное в ней-психологическое раскрытие глубинных процессов, совершающихся во внутреннем мире героев.

Идейный замысел повести раскрывается в противостоянии воли Мартина Крстаничина и рабочих-строителей стихийной, неуправляемой вольнице темной крестьянской массы. Писатель видит подлинное, глубоко жизненное противоречие в том, что крестьянами руководят не только слепая стихия и невежество, но и народные традиции, любовь к своему краю, клочку нищей земли, обычаям и закрепленным вековой историей жизненным принципам их предков. Полна драматизма сцена перенесения старого кладбища из долины, которой суждено стать дном озера. «По широкой новой дороге, плотно утрамбованной белой щебенкой, по узким тропам и просекам крестьяне переносят кости своих предков на новое кладбище, расположенное на горном плато, заросшем кустами можжевельника и туи, великанами дубами и заскорузлыми, сучковатыми вязами. Едут верхом на конях или ослах, а в руках или на передней луке седла-останки дедов, родителей или умерших детей, замотанные в полотенца, льняное или конопляное полотно».

М. Антониевич-Дримколский показывает, как