Толкование на сто пятьдесят псалмов [блаженный Феодорит Кирский] (fb2) читать постранично, страница - 289


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

земли́. Потом в частности.

Зми́еве и вся бе́здны. Море – часть земли, а в море – киты. Достоин же удивления и самый промысл Создателя, потому что, создав великих и огромных животных, заключил их в непреплываемых морях, созданием их показав могущество, и упоминанием о них устрашая людей, а тем, что воспрепятствовал происходить от сего вреду, провозвещая благость.


Пс. 148:8. Огнь, град, снег, го́лоть, дух бу́рен, творя́щая сло́во Его́.

[Огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его.]

Огнь, град, снег, го́лоть, дух бу́рен. И сие имеет началом своим воду; но в воздухе бывают и град, и снег, и голоть, и сильные ветры (их пророк назвал духом бурным), а также и огонь, как можно видеть, является не только на земле, но и в воздухе, потому что молнии, громы, огненные шары приносятся из воздуха.

Творя́щая сло́во Его́. И сие, говорит пророк, покорствует мановению Его, не как одушевленное и разумное, но как последующее Его изволению, потому что все это бывает по мановению Божию.


Пс. 148:9. Го́ры и вси хо́лми, древа́ плодоно́сна и вси ке́дри.

[Горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры.]

И сего достаточно, чтобы подвигнуть язык наш к благодарению; потому что достойно сие удивления не по одному своему величию, но и по происходящей от сего пользе, которая и обширна и разнообразна.


Пс. 148:10. Зве́рие и вси ско́ти, га́ди и пти́цы перна́ты.

[Звери и все скоты, гады и птицы пернатые.]

Зве́рие и вси ско́ти. И в этом пророк сделал разделение, не сказал просто: четвероногие животные, но кротких отличил от свирепых и повелевает за тех и других песнословить Творца, потому что ничего нет излишнего и бесполезного, хотя сие и сокрывается от нашего ведения.

Га́ди и пти́цы перна́ты. С упоминанием гадов сопрягается и понятие о естестве плавающих, потому что они пресмыкаются в водах. Так нарек их и Бог, ибо сказал: [1992] да изведут воды гады душ живых, и птицы летающия по тверди небесней (Быт. 1:20). После всего этого пророк призывает и того, кто за всех песнословит, потому что после всех создания Божия сподобился человек. Но и его призывает по сословиям: сперва вводит лик царей, а потом сонмы подданных, и говорит:


Пс. 148:11. Ца́рие зе́мстии и вси лю́дие, кня́зи и вси судии́ зе́мстии.

[Цари земли и все народы, властелины и все судьи земли.]

Ца́рие зе́мстии и вси лю́дие. Не лишает же песнопения и вторых по царях, князей, и за ними следующих, судей, но и им сообщает происходящую от сего пользу.

Кня́зи и вси судии́ зе́мстии. Даже каждому возрасту, каждому поколению, и мужескому и женскому полу, повелевает делать это, и из мужей и жен сперва тем, которые имеют совершенный возраст.


Пс. 148:12. Ю́ноши и де́вы, ста́рцы с ю́нотами.

[Юноши и девы, старцы с юнейшими.]

Ю́ноши и де́вы. Потом именует крайние возрасты.

Ста́рцы с ю́нотами. И незрелый и перезрелый возраст, говорит пророк, да песнословит Бога.


Пс. 148:13. Да восхва́лят и́мя Госпо́дне, я́ко вознесе́ся и́мя Того́ Еди́наго, испове́дание Его́ на земли́ и на небеси́.

[Да восхвалят имя Господне, ибо превознесено имя Его Единого: прославление Его (совершается) на небе и на земле!]

Я́ко вознесе́ся и́мя Того́ Еди́наго. Ибо память богов лжеименных угасла, и единаго сущего Бога имя соделалось досточтимым.

Испове́дание Его́ на земли́ и на небеси́. Не пренебесные только воспевают Его, но и вся земля исполнилась ведения Господня, яко же вода многа для покрытия морей (Авв. 2:14).


Пс. 148:14. И вознесе́т рог люде́й Свои́х, песнь всем преподо́бным Его́, сыново́м Изра́илевым, лю́дем, приближа́ющимся Ему́.

[И Он возвысит силу народа Своего. (Такова) песнь у всех преподобных Его, у сынов Израиля, народа, приближающегося к Нему.]

И вознесе́т рог люде́й Свои́х. Непреоборимым и славным явит народ Свой. Ибо рогом пророк назвал крепость, взяв образ речи с животных вооруженных рогами, которые в рогах поставляют свою крепость.

Песнь всем преподо́бным Его́. Ибо уверовавших в Него делает не только крепкими, но и присночтимыми для всех.

Сыново́м Изра́илевым, лю́дем, приближа́ющимся Ему́. Сею славою пользовался Израиль, когда близок был к Богу. А теперь прешла знаменитость вместе с благочестием, и израильтяне лишились оной, а язычники возвеселены дарами Божиими.

Изъяснение псалма 149-го.

Аллилуия, Аллилуия. Песнь сию повелевает произнести тем, которые по возвращении, при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях.


Пс. 149:1. Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, хвале́ние Его́ в це́ркви преподо́бных.

[Воспойте Господу новую песнь: хвала Ему в собрании преподобных.]

Ибо, не нарушающим закон, но преподобным свойственно песнословить Бога.


Пс. 149:2. Да возвесели́тся Изра́иль о Сотво́ршем eго́, и сы́нове Сио́ни возра́дуются о Царе́ свое́м.

[Да