Красавицы: Антология современной китайской драмы (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

по-своему
уникальна и заслуживает отдельного внимания. Представлявшая собой
на первых порах не всегда удачное подражание западной драме, за чуть
более чем вековую историю существования она прошла значительный
путь развития, глубоко укоренилась, впитала эстетику традиционной
духовной культуры Китая, идеи, темы и сюжеты из китайской истории,
классической литературы, традиционного театра и т. д. Все это причудливым образом соединилось с достижениями западной литературной
мысли и современными веяниями. Трудами многих драматургов, нередко являющихся авторами сценариев для известных на весь Китай (а то
и мир) фильмов, китайская драма обрела зрелость, заняла особое место
в мировой литературе и искусстве, заявила о себе как о самобытном, обладающем ярко выраженными национальными чертами виде искусства,
уже успевшем полюбиться также и многим зарубежным зрителям. И теперь все чаще слышны голоса специалистов, называющих китайскую театральную систему третьей мировой после систем Б. Брехта и К. С. Станиславского.
Желая хоть немного восполнить образовавшийся пробел и познакомить отечественного читателя с китайской драмой ближе, мы решили
подготовить данный сборник, включив в него по одному прежде не переводившемуся на русский язык яркому творению шести авторитетных
драматургов. Наш выбор в некоторой степени случаен: весьма непросто
отобрать толику среди множества шедевров. У сборника нет общей идеи
или связующей темы. Есть только желание показать, какой драма была
накануне образования Китайской Народной Республики и каких высот
4 Красавицы: антология современной китайской драмы

достигла к началу нового столетия. На примере пользующихся в Китае
высокой популярностью пьес отразить, какие думы волновали или волнуют драматургов, чем живут, о чем говорят их герои.
Сборник открывает пьеса «Красавицы» Тянь Ханя (настоящее имя
Тянь Шоучан, 1898–1968) — основоположника современной китайской
драматургии и театра, создателя нового литературного языка и эстетики драмы. Тянь Хань был не только выдающимся драматургом, но также
поэтом, переводчиком, оперным реформатором, композитором, кинематографистом и государственным деятелем, занимавшим высокие посты
в народном правительстве. Его перу принадлежит текст «Марша добровольцев» (1935), ставшего с 1949 г. государственным гимном Китайской
Народной Республики.
Первая драма Тянь Ханя — «Ночь в кафе» — была написана в 1920 г.
Всего же за 48 лет творчества он создал больше ста произведений. Выступив первопроходцем, Тянь Хань решал в них вопросы художественного
языка, основанного на разговорной речи, намечал проблемы эстетики
новой драмы. Он писал, что при видимом дистанцировании от традиции, стремлении противопоставиться ей, современная драматургия все
же сохранила прочную глубинную связь с национальным культурным
наследием. Присущий ей эпический характер уходит корнями в классическую драму, но акцент смещен в сторону рационалистического, а не
чувственного начала, хотя второе, тем не менее, тоже присутствует. Творческой интенцией автора является стремление через штрихи и намеки,
скрывающие за собой целокупную картину (ее необходимо домыслить),
сделать зрителя причастным к художественному познанию действительности. Этим обусловлено особое внимание к событийной стороне произведения. Многоактные произведения Тянь Ханя складываются из множества эпизодов, не обязательно выходящих один из другого. Действие
развивается медленно через размеренно текущие диалоги. Характеры
героев раскрываются также медленно, как правило, в ситуациях необходимости осуществления трудного выбора, в результате чего достигается
психологическое напряжение и обнажается их натура. Пьесы наполнены
восходящими к традиции символами и аллегориями, глубоким философским подтекстом. Нередко звучат древние пословицы и поговорки,
цитируются строки из классических стихов, задействуются приемы старого сказительского искусства (к нему близка, например, манера повествования Рассказчика в «Красавицах»).
Над пьесой «Красавицы» Тянь Хань работал с конца 1946 до весны
1947 г. Поводом для ее написания послужили два резонансных события,
произошедших тогда в Пекине и Шанхае, — дело Шэнь Чун и инцидент
с лоточниками. Первое — уголовное дело об изнасиловании 25 декабря
1946 г. пекинской студентки Шэнь Чун. Несмотря на то, что совершившие
преступление два американских моряка были схвачены и вину признали,
Шедевры современной китайской драмы

5

оба в конечном счете избежали наказания, что вызвало справедливое
народное возмущение. Второе же событие было связано с объявленным
в июле 1946 г. гоминьдановским правительством Шанхая запретом на
уличную торговлю. Запрет привел к арестам полунищих шанхайцев, которые, не имея возможности прокормить свои семьи другим способом,
на последние или взятые в долг деньги покупали нехитрый ходовой