Дунганские народные сказки и предания [Автор неизвестен - Народные сказки] (pdf) читать постранично, страница - 2
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
Возрастное ограничение: 18+
ВНИМАНИЕ!
Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (184) »
дошли до Щинщинщя (в современном Синьцзяне (?)), то нигде не ока
залось топлива. Люди устали, были голодны и не могли идти дальше.
Тогда Гайс положил вместо полена под котел свою ногу, огонь разго
релся, но Гайс тут же умер. Дойдя до местности Хуэйхуэйпу — уже за
Великой китайской стеной, арабы оказались без капли воды — в Китае
стояла страшная засуха. Пришельцы долго искали воду, копали землю,
но все безрезультатно. Тогда Вайс решил пожертвовать собой. Он выко
пал небольшую ямку, и в ней появилась вода; измученные жаждой люди
бросились пить, а Вайс, совершивший чудо, тут же умер. Только Вангас с остальными людьми смог добраться до Танской столицы — города
Чанъань в провинции Шэньси. Китайский император пригласил Вангаса
во дворец и отвел ему специальные покои. Однажды, когда Вангас мо
лился, к нему в комнату вошел сам государь со своими сановниками,
но Вангас продолжал молитву. Когда он кончил, император поинтере
совался, почему Вангас не прервал молитву, когда к нему явился сам
3
Под китайским чтением здесь и далее по всей книге понимается
пекинская фонетическая норма. О принятой здесь транскрипции дунган
ских4 слов и имен см. ниже, в конце предисловия.
Дунганское «Вангас» происходит от арабского «Ваккас». Это реаль
ное историческое лицо (полное имя его — Сайд ибн Абу-л-Ваккас). Он
был главнокомандующим' мусульманским войском в битве при Кадисии.
Имена двух других персонажей расшифровать не удалось.
G
император. «Бог выше всех,— ответил Вангас,—он творец мира, и нель
зя, не закончив молитву, разговаривать с людьми». Тогда Тай-цзун вы
звал буддийского монаха и приказал одновременно совершить моление
по буддийскому и мусульманскому правилам. Сравнив их, государь-де
похвалил Вангаса, который затем объяснил императору религиозные
обряды ислама. Особенно заинтересовал Тай-цзуна найзыр — обряд по
читания предков. Император предложил арабам остаться в Китае, а в
Аравию послал взамен три тысячи китайцев.
Вскоре на Китай напали северные кочевники. Император обратился
за помощью к Вангасу, и тот отправился на войну со своими тремя ты
сячами арабов. Лама, бывший в войске кочевников, послал на арабов
град, но Вангас вызвал ураган, и тот относил град обратно на войска
кочевников. Танский император поблагодарил Вангаса за помощь и предо
ставил арабам большие права: за убийство араба по новому закону по
лагалось предать смерти семь китайцев. Но арабам трудно было жить
в Китае без жен, и они стали просить разрешения у императора вер
нуться в родные земли. Тай-цзун, однако, оставил арабов у себя, но раз
решил им жениться на китаянках. Он повелел, чтобы все девушки и
молодые вдовы явились на гулянье в императорский сад. Когда те при
ехали, арабов пригласили в сад для выбора невест. Арабы выбрали себе
жен, некоторые взяли по две-три жены и стали жить с ними. Родители
девушек и женщин пожаловались императору на арабов, которые за
брали их дочерей, но тот объяснил, что китаянки стали женами арабов,
и велел родным пойти посмотреть, как те живут. Китайцы взяли угоще
ния и подарки и пошли навестить дочерей. Оказалось, те живут хорошо,
но мужья не понимают их языка. Спустя некоторое время у китаянок,
вышедших замуж за арабов, родились дети, которые научились от ма
терей говорить по-китайски, к тому времени и сами арабы освоили ки
тайский язык. Так-де и образовался особый народ — дунгане 5.
Итак, по легенде, получается, что дунгане — потомки арабов и ки
таянок, т. е. подчеркнута, с одной стороны, близость к китайцам по языку
и культуре, с другой — религиозная общность с мусульманским миром.
Дунгане исповедуют ислам суннитского направления ханифитского тол
ка [26, 244]. Однако эта легенда не находит реальных подтверждений в
исторических сочинениях.
Обратимся теперь к научным разысканиям. Существует много инте
ресных гипотез, ни одна из которых пока не может считаться оконча
тельно доказанной. Одни ученые, например этнограф Г. Г. Стратанович,
считают, что предками дунган была часть оседлого населения некогда
5
Мы привели в сокращенном пересказе вариант легенды, записан
ный в 1941 г. дунганским историком X. Юсуровым от известного скази
теля Хия Вуахунова [34, 33—41].
7
мощной киданьской империи, существовавшей в IX—XII вв. на севере
Китая, особенно маньчжурские этнические группы; другие, например
дунганский историк М. Сушанло, выдвигают гипотезу о том, что в фор
мировании дунган важную роль сыграли тангуты. Единственно, на что
мы можем опереться сейчас, говоря о происхождении дунган, это выводы
антропологов, проводивших точные обследования дунган. По словам
проф. Н. Н. Чебоксарова, «для х у э й 6 (при общем преобладании севсрокитайского типа) характерно сложное переплетение различных монго
лоидных, преимущественно тихоокеанских, элементов с европеоидными
примесями,
- 1
- 2
- 3
- 4
- . . .
- последняя (184) »
Последние комментарии
5 часов 50 секунд назад
7 часов 34 минут назад
8 часов 3 минут назад
8 часов 9 минут назад
2 часов 25 минут назад
11 часов 12 минут назад