Старопровансальский язык и поэзия трубадуров [Татьяна Борисовна Алисова] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Т.Б. Алисова, К.Н. Плужникова

СТАРОПРОВАНСАЛЬСКИЙ
ЯЗЫК
И ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ

Т.Б. Алисова, К.Н. Плужникова

СТАРОПРОВАНСАЛЬСКИЙ
ЯЗЫК
И ПОЭЗИЯ ТРУБАДУРОВ
Учебное пособие

МОСКВА – 2011

УДК 811.13(075.8)
ББК 81.2я73
А50

Рецензенты:
кафедра испанского языка
Московского государственного института международных отношений
(университет) МИД РФ (зав. кафедрой канд. филол. наук, проф. Г.С. Романова);
А.В. Топорова, канд. филол. наук, старший научный сотрудник
отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения
Института мировой литературы им. А. М. Горького

Алисова Т.Б., Плужникова К.Н.
А50

Старопровансальский язык и поэзия трубадуров: Учебное
пособие. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 176 с.
ISBN 978-5-317-03655-3
В пособии дана географическая, этнографическая и историкокультурная характеристика региона Южной Франции (Окситании) в период с 11 в. по 13 в., а также дан краткий обзор фонетики и морфологии
старопровансальского – первого литературного романского языка, сформировавшегося, в основном, благодаря творчеству трубадуров. Кроме того, в хрестоматии помещены поэтические тексты наиболее известных трубадуров с подстрочным переводом и ряд поэтических переводов,
мастерски выполненных Оксаной Пахлевской.
Для студентов филологических и исторических факультетов университетов, а также для широкого круга читателей, интересующихся поэзией
трубадуров.
УДК 811.133(075.8)
ББК 81.2я73
На титульном листе приведена карта из книги
Aurelio Roncaglia «La lingua dei trovatori».
Ed. dell’Ateneo, Roma, 1965.

ISBN 978-5-317-03655-3

© Алисова Т.Б., Плужникова К.Н., 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам фило"
логических и исторических факультетов, а также всем, интересующимся ста"
ропровансальским языком.
Чисто лингвистическое освещение языка с таким богатым литературным
и историческим прошлым было бы неполным и далеко не таким интересным,
как изложение, дополненное экскурсами в историю страны и ее литературы.
Заметим, что в наше время часто, изучая язык, не обращаются к его историчес"
ким корням, и от учащихся ускользают какие"то специфические оттенки слов,
часто целые комплексы понятий. Такое может случиться и при изучении ста"
ропровансальского, если не учитывать, что это язык мощной литературной тра"
диции, без знания которой изучить его на должном уровне невозможно. Данная
книга ставит своей целью описание старопровансальского не только как язы"
ка, но и как культурологического явления, а также дать необходимый краткий
очерк истории Прованса XII–XIII веков, обозначив тем самым событийный
контекст, на фоне которого расцвела, а потом погибла поэзия трубадуров.
Подчеркнем, что в современной лингвистике Южную Францию принято
называть Окситанией, а ее диалекты – окситанскими, тогда как термин Про"
ванс закреплен за ее юго"восточной областью. Старопровансальский склады"
вается в XII веке как наддиалектный литературный язык благодаря творчеству
трубадуров, создавших светскую лирическую поэзию, воспевающую любовь к
Прекрасной Даме. Как выяснилось благодаря недавним исследованиям, пред"
шественниками трубадуров были не только средневековые латинские поэты и
монахи из певческих школ, но и арабские сочинители изысканных стихов"
песен, восхвалявших женскую красоту. Расцвет этого жанра в конце X – начале
XI века при дворах эмиров и халифов, в силу тесных торговых и культурных
контактов провансальских городов с испано"арабским миром, не мог не ока"
зать влияния на появление аналогичной поэтической школы в Провансе. Од"
нако трубадуры создали не только первый романский литературный язык и
основу светской лирической поэзии, но также ценностные понятия и нормы
поведения, объединившие поэтов в некое сообщество, где все были равны
(pares) независимо от социального происхождения. Это поэтическое «братство»
опиралось на материальную помощь местных феодалов, при дворах которых
устраивались поэтические состязания. От слова cortz (двор) возникают поня"
тия cortes (куртуазный), cortesia (куртуазность как образ жизни).
Провансальский язык, поэтические модели и куртуазные нравы распрос"
траняются в XII–XIII веках на соседние романские страны. В средневековой
Каталонии провансальский язык официально принят как язык поэзии, в се"
верной Италии поэты сочиняют на провансальском свои лирические стихи, а
на юге Италии в начале XIII века при дворе Фридриха II возникает первое ли"
3

тературное проявление итальянского языка – Сицилийская поэтическая шко"
ла. Наконец, прямым продолжателем трубадуров стал Франческо Петрарка
(1304–1374) в своем восприятии женской красоты – не мистически"божествен"
ной, как у Данте, но красоты земной и материальной.
Огромное
влияние
поэзия
трубадуров,
заново
открытая
в XIX веке, оказала на эпоху романтизма и последующие