Повести [Эрих Кестнер] (pdf) читать постранично

-  Повести  [Когда я был маленьким. Эмиль и сыщики. Эмиль и трое близнецов. Мальчик из спичечной коробки] [1985] [худ. Х. Лемке] (пер. Валентина Николаевна Курелла, ...) 12.07 Мб, 482с. скачать: (pdf) - (pdf+fbd)  читать: (полностью) - (постранично) - Эрих Кестнер

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

повести

Э рих К естнер

ПОВЕСТИ

ГСТЭТГ

iH iw ro tiiw m rift

повести

МОСКВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА»
1985

П еревод с немецкого

Составление
Н. Бунина

Вступительная статья
М. Х ар и тон ова

Иллюстрации
X. Лемке

4703000000—915
------------■ -----------------------080( 02)—85

915 — 85

© Издательство «Правда», 1985
Составление. Вступительная статья.

УРОКИ ЭРИХА КЕСТНЕРА
Эрих Кестнер был чуть старше нашего века: он родился 23 февраля
1899 года, и об обстоятельствах, сопутствовавших этому событию, сам
подробно и с юмором поведал в автобиографической книге «Когда я был
маленьким». Нет надобности рассказывать читателям о его детских годах,
учебе и семье: они имеют возможность из первых рук, от самого Кестнера
узнать даже об отдаленных его предках и родственниках, об отце, шорнике и
седельщике, которому пришлось со временем оставить собственное дело и
наняться рабочим на чемоданную фабрику, о матери-парикмахерше, которая
«день-деньской работает», «завивает щипцами волосы», чтобы сын мог
получить образование. Процитированные слова, впрочем, взяты из повести
«Эмиль и сыщики» — здесь, как и во многих других книгах писателя, тоже
найдется немало автобиографического. Разве, читая описание поездки Эмиля
на конке, мы не вспоминаем такую же (а может, ту же самую) конку, на
которой ездил в детстве сам Кестнер? И, может, делая своего Максика,
«мальчика из спичечной коробки», членом гимнастического союза Пихелъштайна, писатель вспомнил себя, шестилетнего, пришедшего к старшим на
занятия гимнастического общества? Фабиан, герой одноименного романа,
уже взрослым человеком, в Берлине, получает от матери письмо. «Помнишь
ли ты еще,— пишет мать,— как мы брали рюкзаки и отправлялись в путь?»
Конечно, помнит, как помнил сам Кестнер (и описывал полвека спустя) свои
собственные путешествия с матушкой. Он вообще был из тех, для кого память
детства не просто дорога, но жизненно насущна: именно она, по его
убеждению, позволяет человеку сохранять и поддерживать лучшее, драго­
ценнейшее в себе.
Роман «Фабиан», тоже в чем-то автобиографичный, может дать пред­
ставление о годах позднейшей, послевоенной жизни писателя. Но о них потом.
Повесть «Когда я был маленьким» завершается событиями августа 1914 года.
«Началась мировая война, и кончилось мое детство». Исторический рубеж не
просто совпал с возрастным. Для миллионов европейцев именно с этой даты,
говоря словами поэта, начинался «не календарный— Настоящий Двадцатый
Век». Уже постаревший, много переживший писатель с иронией и грустью
вспоминает о последних мирных годах, о «беззаботных каникулах», об
опереточных правителях и войсковых парадах, напоминавших цирковые
представления. С иронией, потому что зерна будущих грозных событий зрели
уже под видимостью внешнего благополучия: история предъявила жестокий
счет тем, у кого не хватило проницательности и ответственности вовремя
«снять с носа» розовые очки. С ірустью, потому что после пережитых
испытаний многие, даже самые язвительные и трезвые критики эпохи
поневоле ощущали нечто вроде ностальгии, оглядываясь на ту безвозвратную
пору.
5

В 1917 году, не успев закончить учительской семинарии, Эрих Кестнер
был призван на военную службу. Он вернулся домой уже в 1919 году, после
революции, свергнувшей в Германии монархию, собирался сдать учитель­
ский экзамен, но в последний момент передумал (о причинах писатель
рассказывает в той же книге воспоминаний) и решил продолжить образова­
ние в университете. В Берлине, Ростоке, Лейпциге он изучал германистику,
написал диссертацию «Возражения на статью Фридриха Великого «De Іа
littérature allemande» 1 и все более убеждался, что подлинное его призва­
ние — литература.
Первые стихи Кестнера появились в печати еще в 1920 году, в сборнике
студенческих работ, но никем тогда замечены не были. Для заработка он
начал сотрудничать в газетах, писал репортажи, рецензии, политические
фельетоны, сатирические стихи. После скандала, вызванного публикацией
одного из таких стихотворений, Кестнер вынужден был прекратить сотрудни­
чество в леволиберальной газете «Нойе ляйпцигер цайтунг» и переехать в
Берлин. Уже тогда сложились некоторые его рабочие привычки: он предпо­
читал, например, писать не дома, а в кафе, где надолго становился
постоянным клиентом. Сложились и многие черты его литературного стиля;
они со всей яркостью проявились в первом стихотворном сборнике Кестнера
«Сердце на талии», который вышел в 1928 году и сразу же принес ему
шумный успех.
Нам сейчас, пожалуй, даже трудно понять, почему эти стихи в свое
время были так бурно встречены. Этого не объяснить одними лишь их
поэтическими достоинствами. Они оказались на редкость созвучны веяниям
времени— Кестнер удовлетворил ожидания читающей публики. «Это поэт,
представляющий наше поколение,— писал один из тогдашних крити­
ков.—